Министерство Культуры РФ
Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК)
Галерея Вересов
Валерий Архипов «Провинциальные истории»
14 марта в Галерее Вересов откроется выставочный проект художника Валерия Архипова «Провинциальные истории», приуроченный к 75-летнему юбилею художественного факультета ВГИКа. Экспозицию составят графические работы и живопись.
В этом году ВГИК отмечает 75-летие художественного факультета. В связи с юбилеем в сотрудничестве с Галереей Вересов будут реализованы несколько выставочных проектов, призванных познакомить зрителей столицы с творчеством российских художников кино. Данная выставка представит московской публике работы Заслуженного художника РФ, профессора и декана художественного факультета ВГИКа Валерия Архипова. Цикл «Провинциальные истории», создававшийся автором с 1996 года до настоящего времени, будет впервые демонстрироваться в таком объеме.
Выставочный проект "Провинциальные истории" представляет собой иллюстрации жизни русских городов. Из подсмотренных в повседневности сюжетов и колоритных образов художник создает панораму русской провинциальной жизни. Перед зрителем предстают самые разнообразные персонажи – герои его затейливых рассказов, маленьких репортажей и анекдотов. Работы передают целую гамму настроений – от бескомпромиссного гротеска до добродушной улыбки и даже легкой грусти. Большую часть цикла составляют акварели, в которых автор продолжает классические традиции советских художников Леонида Сойфертиса, Виктора Кокорина, Виталия Горяева.
Валерий Архипов окончил МХУ памяти 1905 г., ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, ВГИК. В настоящее время декан художественного факультета ВГИК, профессор, Заслуженный художник РФ. Член МСХ и СК. Персональные выставки в Европе и США принесли ему международное признание и ряд престижных наград: Гран-при на Международной выставке графики в Тригостеле в 1996 и 1997 годах, звание лауреата Международной художественной выставки в Сан-Рафаэле. Работы художника находятся в частных коллекциях, а также в российских и зарубежных музейных собраниях, в том числе в Государственном музее А.С. Пушкина, Музее истории Москвы.
Куратор выставки – Марина Куинджи
Пресс-показ и вернисаж: 13 марта, 19.00. Адрес: Ленинградский пр., д. 14, стр. 2.
Выставка продлится: 14 марта - 5 мая 2013 г.
С улыбкой, грустью и любовью…
« И долго ещё определено мне чудной властью
идти об руку с моими странными героями,
озирать всю громадную несущуюся жизнь,
озирать её сквозь видимый миру смех
и незримые, неведомые ему слёзы!»
H.B. Гоголь.
Перед нами одна из граней творчества Валерия Архипова, его путевые заметки, «репортажи» из русской провинции.
Формально он обращается к жанру жанровой графики, да простят мне эту тавтологию, за которой стоит нежелание употреблять слово «бытовой». Выхваченные из жизненного потока ситуации и действующие лица: смешные и трогательные, простоватые и романтические, характерные и, в тоже время, типические, такие привычные для нашего российского глаза. Образы, наполненные богатой гаммой настроений от острого гротеска до поэтической лирики, невольно расширяют границы того жанра, который принято называть бытовым.
Мы наблюдаем парад персонажей, осколки постсоветской мозаики: мученики «мелкого бизнеса», деревенские философы, городские чудаки, провинциальные красавицы. Особого внимания заслуживают женские образы. Разнообразие их характеров вполне можно классифицировать по группам: модные «штучки», знойные разбитные тётки, трогательные старушки, романтические девушки. Все они, впрочем, объединены общим налётом бывшей «советской гражданки», неизменно распознаваемым в представительницах всех социальных и возрастных групп. Такое же генетическое единство демонстрируют и мужские характеры, менее многообразные, но тоже укладывающиеся в некую «видовую» классификацию. Материал, подсмотренный в реальной жизни, обобщён и стилизован до создания социальных знаковых типов, которые, как персонажи комедии масок, переходят из ситуации в ситуацию, из работы в работу, выдавая театральную природу мышления художника.
Автор, похоже, сам верит в то, что ничего не придумывает, a только наблюдает окружающие нас явления, мимо которых мы проходим, не замечая самого интересного. B какой-то мере это и так: y Архипова острый глаз, умение ухватить характерную деталь, особенности костюма (o, как «по-русски», как узнаваемо, одеты его герои!). Но и без придумки он не обходится. Из мимолётных впечатлений он создаёт образы, созвучные его настроениям, окрашенные игрой его фантазии. Очеловеченная ворона садится на бутыль c засахаренным вареньем и ругается c оторопевшей бабой; целый город скворечником тащит на спине любитель птиц — Синицын; в весёлого Петрушку превращается воспоминание, сжигающее отработавшую новогоднюю ёлку.
Отдельный, часто повторяющийся мотив — клети для птиц. Они могут иметь прямое отношение к сюжету («Улетела»), или совсем не иметь («Антоновка»). Их назначение каждый зритель определяет для себя сам. Например, как символ несвободы, а может быть, как оправа для драгоценности. То запертые, то открытые клетки — прекрасное линейное дополнение к цветовому пятну; они не закрывают действие, сквозь них среда выглядит интереснее, возникает игра формами, смыслами.
Вообще игра — ключевое слово для творчества Архипова. Он определённо дистанцируется от своих героев, глядя на них иронично, будто co стороны, играет c ними, заостряет характеристики, додумывает обстоятельства. Не случайно появляется целая серия игр: «жмурки», «прятки», где в весёлой чехарде фигур и предметов возникают неожиданные тайники, запутанные зоны. Игра превращает обыденное пространство в таинственную среду, открывает новые измерения. Играя со смыслами и элементами художественной выразительности, автор часто использует некие константы, подтверждающие универсальность жизненного уклада на родных просторах и весях. Архитектурные, пейзажные и натюрмортные дополнения отобраны, упрощены и «пришпилены» к разным сюжетным коллизиям знаковыми формами. Они определяют условно-обобщённое место действия: русский провинциальный городок – очередная гордость «Золотого кольца», увиденная глазами путника.
Старательно дистанцируясь от ситуации, автор все-таки сочувствует её героям – ведь юмор и горечь неотделимы от нашего существования, порой абсурдного и неустроенного. Отдельные эпизоды составляют общую панораму российского бытия, c улыбкой, грустью и любовью переживаемого художником.
M. Куинджи