14-15 ноября во ВГИКе состоялась Международная научная конференция «Гражданская война 1918-1922 гг. в России: проблемы кинематографической мемориализации», приуроченная к 100-летию начала в нашей стране гражданской войны – события, порождённого революцией 1917 года и ставшего определяющим как для развития отечественной культуры ХХ века, так и для становления русской культуры в эмиграции. Организаторами научной встречи выступили НИИ киноискусства ВГИК, Школа культурологии (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики») и Российский государственный архив кинофотодокументов. Мероприятие было проведено в рамках уже сложившейся в НИИ киноискусства ВГИК традиции организации научных дискуссий о кинорепрезентациях важнейших в истории России событий и явилось продолжением прошедшей 15-17 ноября 2017 года конференции «“Немеркнущий образ Октября”: киноправда и кинопамять о революции». Целью мероприятия явились применение теоретико-методологических подходов, выработанных в различных сферах гуманитарного знания, к экранным репрезентациям события гражданской войны, а также анализ популярных медиаформатов, связанных с трансляцией её исторических сюжетов, образов и тем.
В работе конференции приняли участие российские и зарубежные специалисты, сфера профессиональных интересов которых связана с различными аспектами исследований в области экранных искусств, истории, культурологии, а также с изучением влияния аудиовизуальных технологий коммуникации на процессы формирования коллективных представлений о прошлом.
Обширная география участников (от Красноярска и Новосибирска до Минска, от Челябинска и Ханты-Мансийска до Лондона) и разновекторность исследовательских интересов (от искусствоведческих и исторических до социальных и нравственно-философских) способствовали комплексному анализу кино- и телефильмов на тему гражданской войны в России, созданных как в нашей стране, так и за рубежом в XX–начале XXI вв., и выявлению концепций и кодов визуальной репрезентации, оказавших воздействие на формирование коллективной памяти о ней на разных исторических этапах.
Обсуждение в ходе научной встречи шло по нескольким основным направлениям:
-
раскрытие особенностей репрезентации отдельных образов и событий гражданской войны в игровом отечественном кино различных периодов (от экранизации повести Бориса Лавренёва «Сорок первый» Яковом Протазановым и Григорием Чухраем в докладе Александра Локшина до специфики экранной адаптации произведений Ивана Бунина в картине Никиты Михалкова «Солнечный удар» в докладе Анны Правдюк и др.). Сюда же можно отнести представление Марианной Киреевой картины «Мечтатели» (доклад «"Сделать добро из зла": "Мечтатели" (1934) Давида Марьяна»), в силу художественной и нравственно-философской специфики исторгнутой советским официозом из коллективной памяти отечественного зрителя;
-
функционирование образов из советских истернов в современном общественно-политическом дискурсе России (доклады «Уходящая натура: советский истерн в восприятии современных зрителей» Бориса Степанова и «"Белое солнце Пальмиры": советские кинообразы Гражданской войны в символической политике современной России» Олега Рябова);
-
раскрытие механизмов мифологизации истории в советской хронике времён гражданской войны (доклады «Пантеон советских героев Гражданской войны: поверка кинохроникой» Дмитрия Караваева, «Проблема постановочности в сохранившихся кинокадрах хроники и документальных фильмах о Гражданской войне (на примере фильмов о Первой Конной армии)» Виктора Белякова, «Атрибуция кинохроники посещения Л.Д. Троцким Восточного и Южного фронтов осенью 1918 года» Анатолия Симонова и Дениса Федорина).
Особое место в научной дискуссии занимали доклады, представляющие «остранённый» взгляд на события гражданской войны, обусловленный преломлением исторических реалий братоубийственного конфликта сквозь призму восприятия других культур и стран, а также экспериментальных форм: доклады «Крестовый поход Черчилля: кино и британская интервенция в Северной России, 1918-1919 гг.» Джереми Хикса (Великобритания), «Американский взгляд на события Гражданской войны в Сибири: источниковедческий анализ фильма "Allied Expeditionary Forces in Siberia"» Людмилы Белгородской и Татьяны Востриковой, «Следы гражданской войны в России в документальном фильме "Современная война в Китае в 1924-1925 годах"» Сергея Каптерева; «Увековечивание и мифологизация Октябрьского переворота и гражданской войны в белорусской кинодокументалистике 1927-1993 гг.» Константина Ремишевского (Республика Беларусь), «Репрезентация исторической памяти о Казымском восстании в фильме Олега Фесенко "Красный лёд. Сага о хантах Югры"» Татьяны Иващенко, «Мифологемы гражданской войны, революции и власти в полиэкранном кино СССР 1970-х гг.» Максима Казючица.
Таким образом, в ходе конференции в сравнительной перспективе были рассмотрены кино-, теле-, и другие формы медиатизации коллективной памяти о гражданской войне, выявлены их эстетический генезис и роль в конструировании и трансформации публичного образа данного события, а также введены в научный и общекультурный оборот малоизвестные экранные хроникально-документальные свидетельства и игровые фильмы, созданные на тему гражданской войны в России и за рубежом. Надеемся, что данные реализованные задачи будут способствовать не только историческому, искусствоведческому и культурологическому обогащению существующих источников, но и выводу дискуссию по такой – без преувеличения – кровоточащей до сих пор теме на уровень высокой аналитики.