Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации (указ Президента РФ от 15.04.2013 №360)
Научно-исследовательский центр кинообразования и экранных искусств

ВГИК_ лого.jpg

Научно-исследовательский центр кинообразования и экранных искусств ВГИК был создан 1 января 2022 г. К компетенции данного научно-исследовательского центра отнесено проведение фундаментальных и прикладных НИР по проблематике кинообразования, кинематографа и других экранных искусств, а также общая координация научных исследований во ВГИКе. В структуру центра входят 10 подразделений, где работают 46 сотрудников (в том числе – 12 научных сотрудников, непосредственно ведущих научные исследования).

В 2022 г. ими начата работа по 32 темам НИР, утвержденным экспертным сообществом Российской Академии наук. Данные темы сгруппированы по шести направлениям, охватывающим основные в области гуманитарной науки и, конкретно, - исследованиям в области кинематографа и других экранных искусств: «Новые технологии культуры» Как было отмечено в экспертном заключении РАН, подавляющее большинство проектов обладают высокой степенью как научной, так и общественно значимой актуальностью. Реализация проектов будет способствовать обеспечению эффективного ответа российского общества на главные вызовы современности и повысит степень понимания культурных процессов, протекающих в нашей стране и за её пределами.

ТЕМЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ на 2022-2023 г.:

I. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ
1.1. Художественная деятельность в контексте новых технологий культуры.

1.2 Современные тенденции в производстве и показе фильмов (с особым учётом различных форм взаимодействия с интернетом - в частности, феномена стриминга).

1.3. Методология киноклубной работы с аудиторией.

1.4 Формирование системы киноклубного проката на территории РФ.

1.5 Кинообразование в школе как инструмент развития личности: задачи, методы, подходы, решения.

1.6 Анализ зарубежного опыта поддержки и развития национальных кинематографий.

1.7 Развитие региональных кинематографий в контексте реализации федеральной и региональной культурной политики.

1.8 Формирование зрительской аудитории как инструмент реализации государственной культурной политики в сфере российского кинорынка.

1.9 Структура аудиовизуальной сферы.

1.10 Культурно-просветительские возможности изображения в пространстве экранной культуры (полиэкран, мэппинг/картирование, видеоинсталляция) в России и за рубежом (Канада, Великобритания, США) 1950-2010-х гг.

II. КИНЕМАТОГРАФ КАК ОСНОВА ИНДУСТРИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ И ГЛАВНАЯ ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В XX — НАЧАЛЕ XXI ВВ.

2.1 От слова к экрану. Трансформация методологии социокультурного анализа.
2.2 Голливудский период творчества Эрнста Любича: европейский автор в системе студий и жанров.

2.3 Кинематограф и живопись: влияния, цитаты и стиль изображения в кино.

III. ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ И ТЕОРИИ КИНЕМАТОГРАФА ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО И ПРИКЛАДНОГО ХАРАКТЕРА

3.1 Российско-китайские отношения и кинематограф. Прошлое, настоящее, будущее. Поиски новых форм и тем сотрудничества.

3.2 Образ войны на отечественном экран.

3.3 Герой фильма: социально-антропологические очерки истории кино.

3.4 Типология репрезентации христианской образности на экране.

3.5 Кинематограф для подростков и молодежи. История формирования в постсоветский период и перспективы развития.

3.6 Хроникально-документальные киножурналы сталинского СССР (1924 – 1953) как информационно-пропагандистский и эстетический феномен.

3.7 Опыт продвижения отечественного кино на зарубежных рынках (советский и постсоветский период).

3.8 Конструирование образа «русской угрозы» как механизм реализации политической пропаганды средствами неигрового кино и телевидения США: 1960-2020.

3.9 Детское кино как инструмент реализации государственной политики в сфере культуры и общества: опыт России, Европы и США 1920-2020.

3.10 Жанровые особенности неопритчи в отечественном кинематографе.

3.11 Киноязык и миф. Особенности функционирования мифологического содержания в тексте фильма и методы его анализа.

3.12 Киноязык и миф. Особенности функционирования мифологического содержания в тексте фильма и методы его анализа.

IV. ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО КИНОПРОЦЕССА

4.1 Антропология памяти: особенности репрезентации в игровом и документальном кино после 2010 г.

4.2 Современный телесериал в контексте культуры: идентичность, аксиология и моделирование социальной реальности. Российский и зарубежный опыт.

V. ВОПРОСЫ ИСТОРИИ, ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ КИНООБРАЗОВАНИЯ

5.1 История и текущее состояние кинообразования в России и в мире в соотношении с задачами воспитания новых поколений зрителей и граждан. Потенциал и перспективы развития кинообразования (в вузах, в общеобразовательных школах и т. д.).

5.2 Вопросы обеспеченности кадрами кино и потребности в кинообразовании в РФ.

5.3 Новейшая история отечественного кинематографа.

5.4 История Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова.

5.5 Великий Немой: история раннего кинематографа.

VI. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНОГО АППАРАТА ПО ИСТОРИИ И ТЕОРИИ КИНО

6.1 Мониторинг деятельности киноклубных формирований на территории РФ.

#НацпроектНАУКА 

#ДесятилетиеНауки