Игорь Михайлович Слабневич (1921-2007).
Игорь Слабневич родился в Саратове; в 1923 году семья переехала в Москву.
После окончания школы в 1941 году Слабневич был призван в ряды РККА. Вначале он был курсантом авиационного училища в городе Чебоксары, а затем — авиатехнического в городе Астрахань.
Весной 1942 года после прорыва немцев к Сталинграду Игорь Слабневич был направлен в противотанковую бригаду командиром орудия. Он участвовал в Сталинградской битве, а затем под Сталинградом был переведён в танковый учебный полк. После окончания учёбы он был назначен командиром танка; воевал на Белорусском фронте, участвовал в прорыве немецкой обороны, где из 20 танков полка осталось только 3, в том числе и его.
Остаток военной службы Слабневич проходил в бронетанковой дивизии под Тулой, подготавливая танкистов для Югославской армии; в 1946 году он был демобилизован и, чтобы ближе познакомиться с интересовавшей его профессией кинооператора, стал работать на киностудии «Мосфильм» механиком синхронной аппаратуры.
В 1948 году Игорь Слабневич поступил во ВГИК на операторский факультет. В 1953 году он его с отличием окончил и был направлен на киностудию «Мосфильм».
Многие снятые Слабневичем фильмы рассказывают о Великой Отечественной войне. Его фронтовой опыт помог ему в съёмках таких поистине эпических кинополотен режиссёра — и тоже фронтовика — Юрия Озерова, как состоящее из пяти фильмов, поистине эпическое «Освобождение»(1969-1971) и включающая в себя 4 фильма картина «Солдаты свободы»(1977).
Из воспоминаний И.М. Слабневича:
Воевал на Белорусском фронте в звании лейтенанта — командира танка «Т-34». Под Могилёвом, на реке Друть, участвовал в прорыве немецкой обороны. В танковом полку прорыва было около двадцати танков. Задача была — прорвать оборону и выявить её огневые точки. Приняли решение вести бой «психической атакой», что значит — развить предельную скорость, а она у танков «Т-34» была 60 км.
Первая рота танков погибла, немцы зверски расправились с экипажами. В бой пошла наша вторая рота. У нас сгорело сразу семь танков из десяти. Мой танк был боеспособен, мы ворвались в лес. На корме у танков были десантные подразделения, оставшиеся в живых. Они заняли оборону вокруг танка, и таким образом мы удержали занятый рубеж. Я был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
Опыт Великой Отечественной позволил мне снять с Василием Ордынским фильм «У твоего порога», с Ларисой Шепитько — «Крылья», с Юрием Озеровым — все серии киноэпопеи «Освобождение». Как режиссер-постановщик снял фильм «По закону военного времени».
В современном сознании некоторых деятелей Великая Отечественная — предмет для переоценки событий и спекуляций. Для участников войны — это подвиг всего народа.
Из статьи И.М. Слабневича«Беспощадная правда экрана» («Советская культура», 28 февраля 1985 года):
У каждого своя память о войне, каждого свои сны о прошлом жгут, терзают или тешат. Тем, кому тогда довелось освобождать Варшаву, Прагу, брать Берлин, кто, рискуя не дойти, всё же дошел и вкусил ощущение нашего военного натиска, предпобедного порыва и победного торжества,— им, может быть, чуть больше повезло. Победа, встреченная с оружием в руках у стен Рейхстага, может быть, помогла и помогает теперь кому-то из нынешних ветеранов легче переносить воспоминания о первом периоде войны, о месяцах, предшествовавших переломным битвам под Сталинградом и на Курской дуге. Впрочем, может быть, я и заблуждаюсь, но мне в этом смысле труднее. Так случилось, что мой танк (я потом танкистом стал, механиком-водителем) не участвовал в победных операциях конца 1944 — начала 1945. Поэтому, наверное, самые тяжкие, драматичные, мучительные месяцы войны отчётливее, настырнее, жёстче запечатлелись в памяти и в сердце...