Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации (указ Президента РФ от 15.04.2013 №360)
Владимир Александрович Сущинский

Владимир Александрович Сущинский (1912-1945).

Владимир Сущинский был призван на действительную службу в РККА в 1934 году, во время подготовки к вступительным экзаменам во ВГИК. Отслужив 2 года, в 1937 году он, наконец, поступил в институт, на операторский факультет. Окончив ВГИК в 1941 году, он получает распределение в Пятигорск и, после начала войны подаёт рапорт о направлении на фронт.

В августе 1941 года Владимир Сущинский был снова мобилизован в РККА в звании младшего сержанта. В феврале 1942 года его часть была направлена на Карельский фронт, он был назначен командиром орудия. В апреле 1942 года Сущинский был направлен в распоряжение Комитета по делам кинематографии при СНК СССР для использования по специальности во фронтовых киногруппах и 31 мая 1942 года прибыл в киногруппу Волховского фронта. Снятые им три сюжета вошли в документальный фильм «День войны» (1942).

В начале сентября 1943 года Сущинский был направлен в киногруппу 4-го Украинского фронта: был на Днепре, форсировал Сиваш, снимал освобождение Крыма, дошел до Карпат, снимал бои за Севастополь. 1 января 1945 года стал оператором киногруппы 1-го Украинского фронта, с частями которого прошел Польшу и Чехословакию. Владимир Сущинский погиб 22 февраля 1945 года в начале осады немецкой крепости Бреслау (ныне – польский город Вроцлав).

Из воспоминаний соратника В.А. Сущинского, кинооператора и кинорежиссёра Романа Лазаревича Кармена:

Сейчас, когда я вспоминаю военные кадры, снятые фронтовыми кинооператорами, мне дороги не только стреляющие пушки и ведущие огонь из пулеметов бойцы. Дороги именно эти трудные будни войны. Удивительная вещь: ведь сразу можно отличить кадры, снятые вблизи от передовой, от подобных же, казалось бы, кадров, снятых в нескольких километрах от линии фронта. Скажем, ест солдат кашу, которую ползком доставил ему в термосе повар на самую передовую, взглянет мимоходом в объектив твоей камеры, и сразу понятно: это - взгляд человека, которого смерть караулит где-то совсем рядом. Как великолепно снимал такие кадры фронтовой кинооператор Володя Сущинский! После того как он погиб, собрали весь его фронтовой материал и сделали фильм памяти Сущинского. Фильм построен как дневник фронтового кинооператора. В этом дневнике сохранился и последний кадр, снятый Сущинским. Бойцы, согнувшись, перебегают через железнодорожную насыпь, вдруг в кадре рвется снаряд. Осколок этого самого снаряда оборвал жизнь Володи Сущинского. Шедеврами военного кинорепортажа, которые он оставил нам, были его "окопные репортажи";. В этих кадрах Сущинский сумел увидеть и запечатлеть облик войны…