Юрий Николаевич Озеров (1921-2001)
В 1939 году Юрий Озеров окончил художественную школу и поступил в ГИТИС, но 5 октября был призван в ряды Красной Армии. В 1940-1941 годах он служил в учебной роте связи.
В октябре 1941 года Юрий Озеров был зачислен на должность командира взвода; во время Битвы за Москву он служил связистом в Московском военном округе. В составе 18-й армии Озеров был переброшен на Западный фронт, воевал на 1-м и 4-м Украинских, 2-м и 3-м Белорусских фронтах, участвовал в Кёнигсбергской операции и после взятия города был оставлен в комендатуре Кёнигсберга. В 1944 году он окончил ускоренный курс Военной академии имени М. В. Фрунзе, служил в штабе армии и участвовал в разработке крупных операций. Закончил Озеров войну в звании майора.
Летом 1945 года Озеров демобилизовался и продолжил обучение на режиссёрском факультете ГИТИСа, затем перевёлся на театроведческий факультет, а в 1946 году подал документы во ВГИК, на режиссёрский факультет. Режиссуре он учился в мастерской Игоря Савченко, закончив институт в 1951 году.
В историю кино Юрий Озеров вошёл в первую очередь как автор монументальных киноэпопей, посвящённых Великой Отечественной войне. Первая из них — «Освобождение» (1970-1972) — состояла из пяти фильмов, съёмки которых растянулись на пять лет. Картина с успехом прошла по экранам 125 стран мира, её посмотрели более 400 миллионов человек. За ней последовали «Солдаты свободы» (1977), «Битва за Москву» (1985) и «Сталинград» (1989). Позже Озеров смонтировал из них телесериал «Трагедия века» (1993-1994), а также фильмы «Ангелы смерти» (1993) и «Великий полководец Георгий Жуков» (1995). Военный опыт Озерова стал залогом правдивости его работ о войне.
Из воспоминаний Ю.Н. Озерова:
...С детства я полюбил искусство. После школы поступил в театральный институт. Одновременно, а это был тридцать девятый, вышел приказ наркома Ворошилова: всех окончивших десятилетку юношей брать в армию. Так я и стал солдатом. Прошел всю войну — от Москвы до Германии. Командовал и взводом, и батальоном. В конце войны был помощником начальника оперативного отдела штаба армии. После штурма Кенигсберга меня в качестве оперативного офицера прикомандировали к коменданту города. Было нас таких двадцать офицеров, занимались тем, что наводили в городе порядок...
[...]Когда штурмовали Кенигсберг, пять дней просидел на соснах — корректировал огонь. С тех пор вот плоховато слышу — контузия. Долго мне являлся во сне этот ад… Именно тогда, во время штурма, загадал: если останусь жив, то обязательно посвящу оставшиеся годы тому, чтобы рассказать о своем поколении, своей эпохе, страшной той войне. И вот я — счастливый человек — остался жив. Окончил ВГИК. Снял ряд фильмов: «Арена смелых», «Сын», «Кочубей», «Большая дорога»… Но все это время, обретая опыт, шел к главной своей теме — циклу художественных фильмов о Великой Отечественной войне. Мне снова повезло: в общей сложности удалось сделать шестнадцать полнометражных широкоформатных художественных фильмов. Последний из них — двухчасовой «Великий полководец Георгий Жуков» — был завершен в мае прошлого (1995) года...
[...] Военную форму надел летом 1939 года — ушел в Красную Армию по «ворошиловскому призыву», a вот снять ее пришлось нескоро; грянула война. Весть о ее начале застала меня в одной из казарм 1-го полка МBО. Учился на курсах младших лейтенантов. Начал воевать под Москвой, а закончил войну под Кенигсбергом. Мое поколение быстро взрослело в окопах. B кромешном аду боев, под грохот канонады мы познавали науку бесстрашия и ненависти к врагу. Долгие годы после войны меня преследовали картины прошлого: лица погибших друзей, почерневшие от огня хлебные поля, руины городов и сел, яростные атаки. Память не давала покоя. Так я пришел к воплощению темы Великой Отечественной войны. Все началось в 1948 году, когда проходил режиссерскую практику на съемках фильма незабвенного Игоря Андреевича Савченко «Третий удар». Прав был отец: наша жизнь после войны засияла еще ярче. Вот уже 36 лет над нами мирное небо. Но мы не имеем права забывать о погибших, перед памятью которых каждый из нас обязан склонять голову. Мечтаю сделать фильм об обороне Москвы. Это будет художественная лента. Ради памяти не вернувшихся с полей сражений, как и в работе над десятью фильмами о Великой Отечественной (на этот раз вместе с тоже участником войны Юрием Бондаревым),буду придерживаться непреложного закона снимать о войне только правду, какой бы горькой она ни была...