Проблемы кинодраматургии: Герой в драматургии современного фильма
17-18 ноября 2011 г. в рамках 11 Международного фестиваля ВГИК состоялась I Международная научно-практическая конференция «Проблемы кинодраматургии: Герой в драматургии современного фильма», проведённая кафедрой кинодраматургии. Первый день конференции был посвящён теории драматургии кино и методике преподавания сценарного мастерства. С докладами выступили представители профессорско-преподавательского состава ВГИК, ученые вузов России и ближнего зарубежья, докторанты и аспиранты ВГИК. Всего на заседании первого дня конференции присутствовало 53 человека, включая участников конференции, студентов, представителей ректората, сценарно-киноведческого деканата, сотрудников отдела научного развития ВГИК. Вел дискуссию лауреат Государственной премии, профессор, зав. кафедрой драматургии кино, руководитель мастерской Ю.Н. Арабов.
Доклады, предложенные для обсуждения, касались эстетических, психологических, семантико-семиотических, социально-культурологических, литературоведческих и, конечно, технологических аспектов создания сценария. Из них следует выделить сообщения преподавателей филологического факультета Санкт-Петербургского университета, с которыми кафедра драматургии ВГИК поддерживает научные контакты, обмениваясь научными разработками и идеями. Педагогические аспекты преподавания сценарного мастерства рассматривались в докладах И.А.Тушевской (МГУКИ), Р.Н.Матусевича (Минск, БГАИ) и др.
Подводя итоги первого дня конференции, Ю.Н. Арабов высказал мысль о том, что в преподавание технологических аспектов кинодраматургии необходимо вводить американскую модель культурного героя, базирующуюся на «трех китах» – чуде, тайне, авторитете, и опирающуюся на коллективное бессознательное киноаудитории. «Это необходимая потребность сегодняшнего дня для возвращения зрителя в кинотеатры, и мы должны апробировать эту модель в учебных аудиториях с учетом нашей российской ментальности; для меня же, по-прежнему, героем является “маленький человек” с его проблемами и переживаниями».
Второй день конференции был посвящен «идеальному сценарию», проходил в форме круглого стола и на нем присутствовали ведущие российские продюсеры – В.А. Бордачев (Star Media), Р.Ю. Борисевич (Коктебель), В.И. Сидоренко (Ракурс), А.Ф. Котелевский (вице-президент Гильдии продюсеров России), Ю. Максимова (Мир реалити RenTV), И.В. Павлова (телеканал Россия), преподаватели сценарно-киноведческого факультета, факультета продюсерства и экономики, режиссерского факультета ВГИК. Специальными гостями обсуждения были кинодраматург А.А.Гоноровский, кинорежиссер А.А.Эшпай и психолог О.И.Маховская.
В рамках круглого стола обсуждались вопросы о хорошем сценарии с точки зрения продюсера; о герое, который нужен зрителю; сценарии, который собирает кассу; особенностях работы сценариста для телевидения; форматности кино и телевидения; потенциальной и реальной аудитории кино и телевидения; защиты авторских прав сценаристов и др. Активность дискуссии показала, что заявленная проблематика интересна всем группам, приглашенным на обсуждение.
По результатам конференции планируется выпустить сборник с докладами и стенограммой проведения «круглого стола».