Научные мероприятия
Научные публикации
Кафедра эстетики, истории и теории культуры была организована в 1988 году на основании решения Ученого совета ВГИК от 14 декабря 1987 г.
Кафедра объединила педагогов по культурологии, эстетике, истории изобразительных искусств и музыке.
В состав новообразованной кафедры вошли выдающиеся ученые, признанные мастера педагогики, среди которых были Г. С. Кнабе, Н. Н. Третьяков, Г. К. Пондопуло. Заведование кафедрой было возложено на доктора философских наук, профессора А. В. Новикова.
В 1997 году кафедра эстетики, истории и теории культуры была объединена с кафедрой литературы, которую в то время возглавлял выдающийся педагог и ученый В. Я. Бахмутский. Для нескольких поколений кинематографистов он стал живым воплощением культуры. Многие известные кинорежиссеры, сценаристы, киноведы и художники не раз признавались, что сформировались под значительным влиянием его мощного личностного воздействия.
На протяжении нескольких лет обязанности заведующего кафедрой исполнял доктор философских наук, профессор Г. К. Пондопуло. В середине 90-х годов, на заре введения в обязательную образовательную программу вузов новой дисциплины «Культурология» им была разработана новаторская авторская программа, ориентированная на формирование личности будущего художника. В целях создания учебного пособия по новой дисциплине во ВГИК были приглашены крупнейшие ученые: С. С. Аверинцев, М. К. Мамардашвили, Е. М. Мелетинский и другие, которые прочитали лекции по основным разделам предмета. В 1996 г. на этой основе опубликована уникальная для того времени книга «История и философия культуры».
В настоящее время в состав кафедры входят высокопрофессиональные педагоги, специалисты по эстетике, культурологии, истории искусств, истории и теории литературы, театра, музыки, среди которых доктора наук и профессора Н. Б. Маньковская, Н. А. Хренов, В. И. Мильдон, А.М. Буров, Д.В. Кобленкова.
Кафедра проводит ежегодные конференции по темам «Литература и кино», «Кинематограф в системе искусств и наук», заседания дискуссионного клуба «Парадоксы современной художественной культуры», в рамках международного фестиваля ВГИК присуждает приз имени В. Я. Бахмутского «В поисках утраченного…».
|
Ростоцкая Марианна Альбертовна - заведующая кафедрой, кандидат искусствоведения, доцент, член Союза кинематографистов РФ. В разные годы работала редактором на киностудиях им. Горького и «Мосфильм», преподавала историю кино на курсах по подготовке специалистов на «Мосфильме», с 1995 по 2009 гг. возглавляла научно-исследовательский и редакционно-издательский отдел ВГИК. Составитель, автор вступительных статей, ответственный редактор книг «Андрей Тарковский: начало и пути», «Послесловие: С.А.Герасимов в высказываниях, воспоминаниях, письмах», «Л.В. Кулешов: Уроки кинорежиссуры», «Аспекты культуры: классика и современность», «А.А. Тарковский в контексте мирового кинематографа». Автор учебных пособий по культурологии «Введение в науку о культуре» (совм. с Г.К. Пондопуло) и теории кино «Новые искусства и современная культура. Фотография и кино» (совм. с Г.К. Пондопуло) и др., а также статей по культурологии и истории кино в научных сборниках и периодических изданиях. Во ВГИКе преподает с 1996 г.
|
||
Апалькова Елизавета Сергеевна – кандидат филологических наук, старший преподаватель ВГИК, старший научный сотрудник ИМЛИ им. А.М. Горького РАН. Литературовед, автор статей по русской литературе XX–XXI вв. Специалист по творчеству А.С. Грина, С.Д. Кржижановского, С.А. Есенина, традициям русской магической прозы. Тема диссертации «Типология русской магической прозы: повести и рассказы 1920-х годов». Сфера научных интересов: Серебряный век и первая половина XX в., творчество новокрестьянских писателей, синтез искусств, современная русская проза. Участник грантов «Поэтика пространства: кросскультурные связи русской и зарубежной фантастической литературы», «Рукописное наследие С.А. Есенина: проблемы изучения», «Русская и европейская классика в XXI веке: подготовка цифровых научных комментированных изданий». | |||
|
Буров Андрей Михайлович - профессор, доктор искусствоведения. Специалист по теории искусства, эстетике, кинематографу и другим экранным искусствам, живописи, фотографии. Автор более 50 научных и учебно-методических работ; среди них монография «Основные принципы повторения в художественном строе изобразительных и экранных искусств» и цикл статей, посвященных искусству ХХ-ХХI веков, а также теоретическим проблемам искусства и эстетики. Постоянный участник научного семинара «Теоретические проблемы языка искусства и художественного творчества» научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств при Российской академии художеств.
|
||
Жуйкова Елена Викторовна - кандидат филологических наук, доцент ВГИК, преподаватель литературы Университетской гимназии МГУ им. М.В. Ломоносова. Литературовед, автор статей по русской литературе XX-XXI веков, научно-популярных лекций на радио и других площадках. Специалист по творчеству А.И. Солженицына. Автор книги "Двенадцать. Поэма. Подробный иллюстрированный комментарий". К выходу также готовится книга "Серебряный век. Подробный иллюстрированный комментарий". Приглашённый эксперт проекта литературно-исторических комиксов "Хронограф" (РГБМ). В прошлом - член государственной экзаменационной комиссии МГУ, эксперт Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского, преподаватель школы Центра Педагогического Мастерства. |
|||
Калинина Екатерина Анатольевна – кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры общей теории словесности филологического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова. Литературовед, специалист по русской литературе ХХ в., тема диссертации «Традиции русского символистского романа в романе 20-х – 30-х гг. ХХ века (А.П.Платонов “Чевенгур”, В.В.Набоков “Дар”). Выпускница Французского университетского колледжа при МГУ им.М.В.Ломоносова (тема диплома «Фотография в “Обретенном времени” М.Пруста и “Даре” В.Набокова»). Автор курсов «Литература и фотография» и «Фотография-память-текст» на филологическом факультете МГУ. Сфера научных интересов: неклассическая проза, русский и европейский роман рубежа XIX-XX вв. и XX в., сравнительное литературоведение, взаимодействие литературы с иными медиа. Автор ряда научных статей о русской, французской, итальянской литературе, о литературе и фотографии, литературе и кино. | |||
|
Кобленкова Диана Викторовна - киновед, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры эстетики, истории и теории культуры. Специалист в области шведской литературы, истории и теории кино, кинематографа Скандинавских стран и Нидерландов, французской культуры ХХ века, теории художественной условности, русской и зарубежной литературы XXI века. Автор более 100 научных работ, учебников и учебных пособий. Член редколлегии юбилейных сборников «Неизвестный Стриндберг» и «Тайны мастерства: этика, религия, эстетика в творчестве Сельмы Лагерлёф» (Российско-шведский центр РГГУ). Член Международного шведского «Общества Сельмы Лагерлёф» («Selma Lagerlöf-sällskapet»). Лауреат Премии профессора С.В. Комарова (ВГИК, 2000); лауреат Премии Министерства культуры Российской Федерации в области культуры и искусства среди молодых учёных (2003); лауреат Международной шведской женской организации SWEA – 2013 (Первая премия); стипендиат Шведского Института (Svenska Institutet, Stockholm, 2007-2017 гг.); лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу России 2016 года за монографию «Шведский нереалистический роман второй половины XX – начала XXI века» (М., 2016). Председатель Оргкомитета ежегодной Международной молодёжной научно-практической конференции "Кинематограф в системе искусств и наук" (ВГИК), председатель Оргкомитета Международной молодёжной научно-практической конференции в рамках Международного студенческого фестиваля "Восхождение" (проект "Кинообразование: совместные образовательные проекты государств-участников стран СНГ" (ВГИК), ответственный редактор сборников материалов Международных молодёжных научно-практических конференций.
|
||
|
Котнова Надежда Петровна - старший преподаватель, концертный исполнитель, окончила аспирантуру Российской академии музыки имени Гнесиных по специальности «Музыкальное искусство. Искусствоведение». Лауреат российских и международных фестивалей и конкурсов. | ||
|
Маньковская Надежда Борисовна - профессор, доктор философских наук, профессор кафедры эстетики, истории и теории культуры, чл.- корр. Академии гуманитарных исследований, вице-президент Всероссийской эстетической ассоциации, главный научный сотрудник Института философии РАН. Крупнейший специалист по эстетике ХХ в. Постоянный участник представительных международных симпозиумов и конференций по вопросам современной эстетики. Автор книг "Художник и общество. Критический анализ концепций в современной французской эстетике", "Шизоанализ вместо психоанализа?", "Париж со змеями. (Введение в эстетику постмодернизма)", "Эстетика постмодернизма", "Феномен постмодернизма. Художественно - эстетический ракурс", а также многочисленных публикаций, в которых проанализированы ключевые проблемы неклассической эстетики, основные направления постмодернизма, исследован художественный язык постмодерна, разработана эстетическая концепция виртуальной реальности в искусстве и т.д. Переводчик книг: Делез Ж. "Различие и повторение"; Левинас Э. "Избранное в 2 т." т. 1. | ||
Матвеева Елена Юрьевна – музыковед, кандидат искусствоведения, доцент. Закончила РАМ им. Гнесиных и аспирантуру МГК им. П.И. Чайковского. Специалист по истории музыки и музыкальной критике. Автор многочисленных статей по истории музыки, опубликованных в журналах «Старинная музыка», «Музыкальная академия», «Научный вестник Московской консерватории», альманахе «Гетевские чтения», в сборниках научных конференций, переводчик «Лондонских записных книжек» Й. Гайдна. | |||
|
Мильдон Валерий Ильич - профессор, доктор филологических наук. Во ВГИКе работает с 1989 г. Круг интересов: история и теория русской и западноевропейской литератур, частные вопросы общей теории кино; эстетика и теория творчества; культурология. Автор свыше 200 статей и 12 книг по вопросам истории и теории русской и западноевропейской литературы, кино, в том числе: «Открылась бездна… Образы места и времени в классической русской драме», 1992. «Чехов сегодня и вчера (Другой человек)» 1996. « Идея аналогий в художественном плане “Фауста” Гёте», 1997. «Эстетика Гоголя», 1999. «Философия русской драмы: мир Островского», 2007. «Другой Лаокоон, или о границах кино и литературы», 2007. «Каллиопа, или о творчестве» 2009. «Очерк теории прозы», 2010. «Вся Россия - наш сад. Русская литература как одна книга», 2013. Руководитель ежегодной научной конференции по проблемам экранизации. |
||
|
Михайлова Татьяна Владимировна - доцент, кандидат филологических наук. Преподает во ВГИКе с 2000 г. Автор статей о русском и французском символизме, прозаических и стихотворных переводов. Сотрудничала с журналом «Знамя» (статьи о современной русской литературе). В журнале «Новая юность» опубликована повесть «Пять рассказов о Франсине». Участник трех первых Форумов молодых писателей России. Автор и участник театрального проекта «Мистерия маленького Эйолфа» по пьесе Г.Ибсена «Маленький Эйолф» (2006-2009). Автор книг "Поэзия французского символизма" (ВГИК, 2012) и "Чудо экранизации" (ВГИК, 2015). |
- Телефон: 8(499) 181-00-54