Феномен Большого Кино создают не только режиссеры, актеры, операторы, продюсеры. В не меньшей мере в этом участвуют и теоретики, определяющие самосознание эпохи и способные оказывать влияние на представления общества о самом себе и его духовные интересы. Отцы-основатели ВГИК хорошо понимали это. Поэтому та модель кинообразования, которую они стремились реализовать, включает в себя основательное изучение философии, истории, а также социальных наук.
В 30-х – 50-х гг. преподавание этих дисциплин осуществлялось кафедрой марксизма-ленинизма. Затем, в процессе преодоления идеологической монополии марксизма, были созданы специализированные кафедры по отраслям знания. В их числе в 1987 г. была образована Кафедра истории и философии. Первым ее заведующим стал профессор В.М. Муриан, автор широко известной, до сих пор часто цитируемой и используемой в учебном процессе книги «Эстетический идеал», а также ряда философских работ по проблемам киноискусства.
В настоящее время кафедра обеспечивает чтение лекций и проведение практических занятий по широкому спектру учебных дисциплин. Это общий курс философии, философия искусств, история и философия науки, история России, история религии, социология, основы государственной культурной политики Российской федерации, основы педагогики, психология творчества, правоведение и ряд др. Высокий уровень проводимых занятий обеспечивает коллектив квалифицированных преподавателей. Характерной особенностью преподавания философии, истории, других социальных наук во ВГИКе является его тесная связь, а в некоторых случаях даже интеграция с творческим процессом. Это давняя традиция, насчитывающая уже не одно десятилетие. Так, еще в середине 60-х годов с помощью работавших в то время во ВГИКе историков создавался вошедший в классику мирового документального кино фильм А. Пелешяна «Начало». Традиция тесной связи с искусством и художественной жизнью поддерживается кафедрой и сегодня. Преподаватели кафедры регулярно выступают консультантами и рецензентами дипломных работ студентов различных факультетов. При деятельном участии кафедры во ВГИКе проводятся конкурсы работ студентов и молодых кинематографистов на историческую тему. Разработан и внедрен в учебно-педагогическую практику инновационный курс «Образы прошлого: исторические документы и художественные вымыслы».
В настоящее время на кафедре работают: профессора А.Л. Андреев, И.П. Никитина, доценты В.С. Зуйков, Н.Г. Косенкова, С.М. Шамин, Л.А. Цибизова. Заведует кафедрой (с 2005 г.) доктор философских наук, профессор А.Л. Андреев.
|
Андреев Андрей Леонидович – зав. кафедрой истории и философии. Доктор философских наук, профессор. Окончил философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова и аспирантуру Института философии РАН (по специальности «эстетика»). В 1975 г. дебютировал на телевидении в качестве автора передачи о модных в те годы «производственных» пьесах, много выступал как художественный критик (публикации в журналах «Искусство», «Творчество», «Театр», «Художник»). Автор нескольких книг по философским проблемам искусства. В последние годы занимается исторической и политической социологией, а также социологией культуры. Темы исследований: динамика российской идентичности, формирование образов России в массовом сознании (в том числе средствами кино и масс-медиа), социологические аспекты современного кинопроцесса, ценности образования в российском социуме, концепции «мягкой силы», современные политические процессы. В своих монографиях «Российское образование: социально-исторические контексты» (М.: Наука, 2008), «Образование и образованность в социальной истории России: « от Средневековья к Новому времени» (М.: ВГИК, 2014) разработал и обосновал оригинальную концепцию модернизации России как последовательности «просветительских революций». Ряд работ А.Л.Андреева переведены на иностранные языки и опубликованы в зарубежных странах (Болгария, Китай, Сирия, Сербия, США, Польша, Швейцария). Член Научного совета ВЦИОМ и Международного редакционного совета журнала «Мониторинг общественного мнения». Является членом Общественного совета Федерального агентства по делам национальностей. Награды: Медаль «В память 850-летия Москвы», Медаль Лермонтова (Российский Лермонтовский комитет) Нагрудный знак «Почетный работник высшей школы» Лауреат премии «Общественная мысль» Серебряная медаль П. Сорокина «За вклад в науку» - (О научном вкладе А.Л. Андреева см. подробнее: Русская философия. Энциклопедия. Изд. 2-е, М., 2014, с. 19) Награжден Почетной грамотой Российской академии наук |
|
Зуйков Виктор Сергеевич - кандидат философских наук, ФГБОУ ВПО «Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А. Герасимова» (ВГИК), доцент кафедры истории и философии преподает дисциплину история религии, директор Высших курсов кино и телевидения ВГИК.
|
||
|
Косенкова Наталья Геннадьевна - кандидат искусствоведения, доцент. Окончила Московский Педагогический Государственный университет, факультет педагогики и психологии и аспирантуру ВГИК им. С.А. Герасимова. В 2006 г. защитила во ВГИКе кандидатскую диссертацию на тему «Особенности воспроизведения экранного изображения и их воздействие на зрителя». Во ВГИКе работает с 2006 г. Автор статей по вопросам восприятия экранного изображения и современной визуальной культуры. Читает курсы: «психология и педагогика», «психология творчества», «психология восприятия произведений аудиовизуальных искусств». | |
Никитина Ирина Петровна – доктор философских наук, профессор кафедры истории и философии. Во ВГИКе работает с 2009 г. Окончила Российский государственный гуманитарный университет и аспирантуру Института философии РАН. В 2003 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Художественное пространство как предмет философско-эстетического анализа» в Институте философии РАН. И.П. Никитина автор монографий: 1) «Пространство мира и пространство искусства» (М.: РГГУ, 2001); 2) «Искусство и культура: философско-эстетическое исследование» (М.: Идея-Пресс, 2007). Является автором нескольких фундаментальных учебников и учебных пособий: 1) «Философия искусства». М., 2010; 2) «Эстетика». М., 2008; 3) «Профессиональная этика» (в соавторстве). М., 2013; 4) «Философия» (в соавторстве). М., 2014. В своих научных исследованиях И.П. Никитина обосновала идею единства культуры исторической эпохи, проанализировала стиль художественного мышления разных исторических эпох, ввела в современную эстетику новую категорию «художественное пространство». И.П. Никитина – автор более 70 научных статей по философии искусства, опубликованных в ведущих научных журналах страны и в сборниках международных научных конференций. Является автором более 40 статей в философском энциклопедическом словаре. |
||
Цибизова Лилия Александровна - кандидат философских наук, доцент. Окончила философский факультет МГУ им.М.В.Ломоносова и аспирантуру философского факультета по специальности «эстетика». Там же защитила кандидатскую диссертацию по теме «Эстетические проблемы духовной культуры в трудах В.В.Розанова». Во ВГИКе работает с 2005 года. Специалист по аналитике, философии, психологии творчества, теории и практике PR, теории и истории отечественного кинематографа. Имеет опыт работы в федеральных органах государственной власти (Министерство культуры РФ, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Министерство образования и науки РФ, Совет Федерации РФ). Публиковалась в журналах «Наше наследие», «Культурно-просветительная работа», «Ориентиры культурной политики». Является автором статей в актёрской и режиссёрской энциклопедии «Кино России».
|
||
Шамин Степан Михайлович - доктор исторических наук, доцент кафедры истории и философии Всероссийского государственного университета кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК). |
Телефон: 8(499) 181-00-54