Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации (указ Президента РФ от 15.04.2013 №360)
Кафедра драматургии кино

Киноведческое отделение на сценарно-киноведческом факультете существует с 1946 года. В 1960 году в до­полнение к очному создается вечернее киноведческое отде­ление, реорганизованное в 1963 году в заочное.

Киноведение сегодня включает в себя историю, теорию, социо­логию и критику киноискусст­ва, и, естественно, нуждается для своего развития в кадрах квалифицированных специали­стов: теоретиках, историках и критиках киноискусства. В ходе развития кинемато­графа и киноведения появились профессии и должности сотруд­ников научных киноучрежде­ний, кинокритиков общей и специальной прессы, редакто­ров кинематографических изда­ний, редакторов киностудий, редакторов и ведущих телевизионных кинопрограмм, кон­сультантов кинопрокатных организаций, кинопедагогов вузов и колледжей и т.д. Подготовкой таких кадров и занимается киноведческое отделение сценарно-киноведческого факультета ВГИКа.

Будущий киновед, вне зависимости оттого, чем конкрет­но ему предстоит заниматься после окончания института, дол­жен обладать не только обширными и разносторонними зна­ниями, но и взыскательным эстетическим вкусом, владеть ме­тодиками и мастерством научного анализа кинопроизведения и кинопроцесса. В связи с этим учебный план киноведческого отделения включает цикл общегуманитарных и социально-экономических дисциплин — таких, как история России, культурология, философия, эстетика, история религий, эко­номика, иностранный язык. Студенты-киноведы изучают также историю отечественной и зарубежной литературы, тео­рию литературы, историю изоб­разительного искусства, историю театра, теорию музыки.

Важнейшее звено в системе обучения киноведов — специ­альные и профилирующие предметы. Профилирующими являются — история отечествен­ного кино, история зарубежного кино, мастерство кинокритики, редактирование сценария и фильма. В течение последнего десятилетия заметно расширил­ся круг теоретических дисцип­лин. Сегодня это — введение в эстетику кино, история теорий кино, теория кинодраматургии, история и теория неигровых ви­дов кино, теоретический анализ фильма. Кроме того, студенты изучают социологию кино, фильмоведение, основы телеви­дения и некоторые другие специальные дисциплины.

Координацию и руководство учеб­ной, методической и научной работой на факультете осуществляет кафедра кинове­дения.

Кафедра была организована в на­чале 30-х годов и долгое время именова­лась кафедрой истории кино. Позже, в связи с расширением профиля подготов­ки студентов, она была переименована в кафедру киноведения. Основателем и многолетним руководителем кафедры был Н.А.Лебедев. В разные годы во главе кафедры стояли Е.М.Смирнова, А.Н.Грошев, В.Н.Ждан, С.В.Дробашенко, М.П.Власов.

С 2001 года ка­федру киноведения возглавляет воспитанник киноведчес­кого факультета доктор искусствоведения, профессор В.А.Утилов. Вслед за Н.А.Лебедевым особенно значитель­ный вклад в развитие кафедры и киноведческого факуль­тета внес доктор искусствоведения, профессор В.Н.Ждан — видный теоретик кино и в течение многих лет ректор ВГИКа. В свое время на кафедре работали видные истори­ки и теоретики кино Бела Балаш, Н.М.Иезуитов, Г.А.Аве­нариус, В.Е.Вишневский, С.С.Гинзбург, М.Ю.Блейман, Н.Н.Клало, Е.Д.Сурков. До конца своих дней оставались педагогами кафедры известные киноведы И.Л.Долинский, А.Н.Грошев, Р.Н.Юренев, М.П.Власов, Ю.Я.Марты­ненко. Много душевных сил и педагогического умения от­дали воспитанию молодых киноведов Е.М.Смирнова, В.С.Колодяжная, А.Я.Петрович, Н.П.Туманова, И.И.Трутко, Г.А.Капралов.

Сегодня эту работу ведут док­тора искусствоведения и философских наук Л.А.Зайцева, К.Э.Разлогов, Г.С.Прожико, О.К.Рейзен, Н.А.Хренов, профессора А.Н.Золотухина и А.Н.Медведев, кандидаты искусствове­дения К.М.Исаева, Л.Б.Клюева, В.Н.Турицын, Т.В.Яковлева, Н.А.Дымшиц, Д.А.Са­лынский. За последние несколько лет успешно защитили диссертации наши аспиранты В.Виноградов, Г.Жданкина, Д.Давиденко, О.Трофимова, М.Безенкова и др.

Многие педагоги кафедры киноведения совмещают педагогическую деятельность с живой практической ра­ботой в НИИ киноискусства, институте искусствозна­ния, Музее кино и других киноорганизациях, являются известными киноведами, критиками, редакторами.

Помимо совершенствования и разработки новых учебных планов и программ, коллектив кафедры ведет научную работу. В свое время кафедрой были изданы учебники «Краткая история советского кино» и трех­томная «История зарубежного кино». В последние годы подготовлен новый учебник по истории отечественного киноискусства и четвертый том истории зарубежного кино. Главы этих учебников издаются в виде отдельных брошюр научно-издательским отделом института. Публику­ются написанные педагогами кафедры учебные пособия по циклу киноведческих дисцип­лин. Кафедра помогает в орга­низации научно-творческой работы студентов. В 1993 году вышел первый выпуск кино­ведческого студенческого журнала «Тяни-толкай». Сего­дня силами студентов выпус­каются газета «Путь к экра­ну», журнал «ВЖИК», изда­ются многочисленные сбор­ники научных работ...С 2003 года кафедра выпускает аль­манах работ студентов-кино­ведов «Синематограф».

Какова же судьба выпускников киноведческого факультета? Где они работают? Какова их роль в многосложном кинематографическом процессе?

Начнем с того, что с 1991 г. на протяжении почти десяти лет председателем Госкино России был наш выпускник А.Н.Медведев. Научный отдел Госфильмофонда почти целиком состоит из выпускников киноведческого факультета, а В.Ю.Дмитриев является заместителем ди­ректора ГФФ РФ. Киноведы-вгиковцы работают в под­разделениях Киноцентра, в Музее кино, директором ко­торого является Н.И.Клейман. Значительное количество питомцев факультета - научные сотрудники НИИ кино­искусства (его заместитель директора - один из первых выпускников факультета М.Е.Зак) и Российского инсти­тута искусствознания, сотрудники кинематографических изданий, отделов культуры многочисленных газет и жур­налов, редакций ведущих телеканалов страны. Среди ак­тивно работающих сегодня талантливых киноведов, ки­нокритиков, кино- и телередакторов, тележурналистов-выпускники киноведческого факультета разных поколе­ний: Л.Парфенов, В.Антропов, И.Шилова, Ю.Богомо­лов, А.Волков, Н.Суменов, И.Гращенкова, В.Фомин, Л.Донец, В.За­бродин, В.Босенко, В.Заика, С.Шумаков, В.Троянов­ский, С.Кудрявцев, П.Шепотинник, А.Плахов, Е.Семагина, П.Черняев, А.Кагарлицкая, В.Фирсова, С.Лаврен­тьев, Л.Аркус, Н.Изволов, Т.Москвина, Е.Тирдатова, Н.Милосердова, В.Матизен, Ш.Шмыров, Е.Тарханова, Л.Калгатина, Д.Савосин, Д.Саксонов, С.Беднов, А.Де­рябин, С.Анашкин, Е.Леоно­ва, И.Мурина, К.Тюрина, А.Шпагин, О.Маршева, А.Машкова, А.Иконников, Д.Давиденко, И.Лыкова, С.Галаган. Список, конечно, непо­лон. Тем более, что некоторые наши выпускники последних лет заметно проявили себя и в кинорежиссуре – О.Ковалов, Н.Лебедев, Б.Хлебников…

До распада Советского Союза киноведческий фа­культет, как и институт в целом, готовил киноспециали­стов для всех союзных республик. Поэтому немалая часть киноведов, кинокритиков, редакторов, руководи­телей, киноорганизаций в Украине, Беларуси, Казахста­не, Узбекистане, Киргизии, Молдове и других суверен­ных государствах «ближнего зарубежья» в свое время за­канчивали факультет или аспирантуру при кафедре ки­новедения. В их числе — А.Красинский (Минск), Ф.Хо-джаев (Ташкент), И.Козенкраниус, Т.Локк (Таллин), С.Джурабаев (Душанбе), В.Андон, А.М.Пламадяла (Ки­шинев), В.Рыдванова, Г.Савченко, Т.Ковтун, А Рутков-ский (Киев), В.Миславский (Харьков), Г.Айнаулова (Ал­ма-Ата), Б.Нугирбеков, Г.Абикеева (Бишкек), В.Г.Жалакявичуте (Вильнюс), А.Дарахвалидзе, Н.Махарашвили (Тбилиси), А. Салаев (Баку) и многие другие.

Среди бывших студентов факультета и аспирантов и стажеров кафедры — деятели кино Болгарии, Польши, Вьетнама, Монголии, Англии, Франции, США и многих других стран.

Учитывая потребности кинопроизводства и науки о кино и стремление многих молодых людей овладеть кино­ведческой профессией, кафедра киноведения совершен­ствует учебные планы и методику преподавания на фа­культете, готовится к введению новых профилей специа­лизации будущих киноведов в соответствии с реальными запросами современного отечественного кинопроизвод­ства, телевидения и средств массовой информации.