12 ноября 2020 года исполнилось бы 85 лет легендарной актрисе, выпускнице ВГИКа Людмиле Марковне Гурченко.
Людмила Марковна, тогда еще Люся Гурченко, в 1953 году стала студенткой ВГИКа, мастерской Сергея Аполлинариевича Герасимова и Тамары Федоровны Макаровой. Поначалу юная харьковчанка робела в присутствии известных педагогов-кинематографистов, а к мастеру испытывала искреннее благоговение, о чем позднее вспоминала в мемуарах: «Чувствуя на лекциях С.А. Герасимова широкий масштаб его знаний и эрудиции, я понимала, что мне надо необыкновенно много читать, много нового узнать, очистить свою речь, исправить свой вкус, что мне придется постоянно пересматривать и менять свои взгляды на жизнь, на искусство».
Как и многие «герасимовцы», первый свой шаг в большом кино Гурченко сделала с помощью мастера. Сергей Аполлинариевич предложил ей сняться в эпизодической, но яркой роли в фильме «Дорога правды» (1956), где он выступил автором сценария.
Марта Месарош, знаменитый венгерский режиссер, училась во ВГИКе параллельно с Гурченко и вспоминала, что уже тогда Людмила Марковна выделялась незаурядным, «озорным» талантом. Редкий режиссерский этюд обходился без ее участия, а особое внимание к одаренной одногруппнице проявляла Кира Георгиевна Муратова, неизменно предлагавшая ей главные роли в своих постановочных опытах. Иван Александрович Пырьев также выделял Гурченко и регулярно приводил ее на занятия к своим студентам для этюдов-импровизаций с острохарактерными персонажами.
Эти уроки не прошли даром. С подачи того же Пырьева начинающая актриса попала в картину, в одночасье превратившую ее в кинозвезду всесоюзного масштаба. Речь, конечно, идет о «Карнавальной ночи» (1956) недавнего вгиковца Эльдара Александровича Рязанова, дружбу и творческий союз с которым Людмила Марковна сохранила на всю жизнь. Удивительно, но головокружительная слава и народное признание пришли к Гурченко еще в пору студенчества: когда «Карнавальная ночь» вышла на экраны, до окончания института оставалось два года. После оглушительного успеха комедии Рязанова и до дипломного спектакля Людмила Марковна совмещала учебу со съемками, а вгиковские постановщики специально подбирали для новой примы института особый материал, богатый хореографическими и вокальными номерами. Гурченко отвечала благодарностью: «Среди учеников Герасимова я как белая ворона. Я пришла на курс с большим аккордеоном, с желанием на экране петь и танцевать, с мечтой быть только музыкальной артисткой». Герасимов сопротивлялся этой тенденции, он признавал выдающийся музыкальный талант подопечной, но видел в ней и драматический потенциал, поэтому сразу после «Карнавальной ночи» неожиданно для всех предложил ей роль Амалии в инсценировке «Разбойников» Шиллера. Гурченко признавалась, что, будучи уже известной всей стране, «только после этой роли начала становиться полноценной ученицей Герасимова». По настоянию Герасимова, Гурченко и в дипломный год сыграла в двух спектаклях две совершенно разные роли: комедийно-эксцентрическую роль Кето в оперетте «Кето и Котэ» и драматическую – в постановке «Западни» по Теодору Драйзеру.
В этих ролях Гурченко была одинаково убедительна, как и впоследствии, на протяжении всей своей невероятно насыщенной творческой жизни, она была одинаково достоверна и органична как в эстрадных номерах водевилей, так и в пронзительных драматических ролях – в частности, в фильмах «Двадцать дней без войны», «Сибириада», «Пять вечеров».…
Нового пика популярности и народной любви Гурченко достигла уже в пору своей творческой зрелости, благодаря ролям в фильмах «Вокзал для двоих» и «Любовь и голуби». В последней картине успех актрисы по праву разделили другие выдающиеся вгиковцы – режиссер Владимир Меньшов и актер Александр Михайлов.
В 1981 году во ВГИКе был создан документальный фильм «Профессия - актриса» Давуда Иманова, посвященный Людмиле Марковне Гурченко. В скором времени Вы сможете увидеть его на нашем ютуб-канале, о чем мы сообщим отдельно.