21 января 2021 года исполняется 100 лет со дня рождения выпускника и профессора ВГИКа, кинодраматурга, заслуженного деятеля искусств РСФСР, номинанта на премию «Оскар» Валентина Ивановича Ежова.
В 1940 г. Валентин Ежов был призван в Красную армию, служил на Дальнем Востоке радистом в морской авиации. Участвовал в Великой Отечественной войне. Награждён медалями «За победу над Германией» и «За оборону Москвы», орденами «Трудового Красного Знамени» и «Октябрьской революции».
Демобилизовавшись в 1946 г., Валентин Ежов подал заявления сразу в два института — на сценарный факультет ВГИКа и на факультет русского языка и литературы в МОПИ (Московский областной педагогический институт имени Н. К. Крупской, ныне Московский государственный областной университет). Два года он параллельно обучался в обоих институтах, но в конце концов выбрал ВГИК.
Первые два года Валентин Ежов учился у И. М. Маневича, которого затем сменил Александр Довженко. За время своей преподавательской деятельности Александр Петрович Довженко лишь однажды решил поработать со сценаристами и довел курс до диплома.
Наиболее значимые работы Валентина Ежова — сценарии фильмов «Баллада о солдате» (1959, совместно с Г. Н. Чухраем), «Тридцать три» (1965, реж. Г. Данелия), «Крылья» (1966, реж. Л. Шепитько), «Дворянское гнездо» (1969, реж. А. Кончаловский), «Белое солнце пустыни» (1970, совместно с Р. Ибрагимбековым), «Сибириада» (1978, совместно с А. Кончаловским), «Это сладкое слово – свобода» (1973, с В. Жалакявичюсом), «Красные колокола» (1982, реж. С. Бондарчук).
Всего по сценариям Валентина Ежова поставлено более пятидесяти фильмов. В разное время в качестве сценариста он сотрудничал с такими режиссёрами, как Г. Данелия, Б. Барнет, М. Донской, Л. Шепитько, А. Вайда, С. Бондарчук, А. Кончаловский, В. Басов и др.
С 1977 года Валентин Иванович преподавал во ВГИКе. Одновременно он начал преподавать и на Высших сценарных курсах. Среди выпускников его мастерской – В. Черных, В. Трунин, С. Бодров, А. Лапшин. Многие студенты Ежова становились впоследствии его товарищами и единомышленниками. Они привозили мастеру сценарии, советовались с ним, с некоторыми из них он вместе работал над сценариями. Например, замысел В. Трунина, который потом превратился в фильм «Белорусский вокзал» (1971, реж. А. Смирнов), обсуждался с Валентином Ежовым на одном из занятий во ВГИКе.
«Сценаристам, молодым ребятам сейчас трудно, кинематограф только начал возвращаться к жизни, - говорил В. Ежов в одном из своих интервью» в 2003 году. - Мне с ребятами очень интересно встречаться. Я в курсе того, чем они живут, и сам узнаю столько всего о жизни, чего никогда не даст никакой сбор материала. Известно, что самое интересное в жизни - это общение с людьми».
«Драматург божьей милостью, кинематографист до мозга костей, - характеризовал Валентина Ивановича его коллега, кинодраматург О. Агишев. - Сценарист с прирожденным чувством сюжета, диалога, ситуации. Писатель, полный напряженного внимания к жизни».
…Говорят, когда ему вручали Ленинскую премию, он, в то время еще малоизвестный сценарист, попав в группу награжденных, среди которых были Твардовский, Рихтер, Сарьян, огляделся по сторонам и виновато развел руками: «Извините за компанию» («Советский экран», 1981, № 6).