24 января 2021 года исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося режиссёра и педагога ВГИКа – Михаила Ильича Ромма. Ромм пришел во ВГИК вскоре после войны, первая мастерская Михаила Ильича начиналась с третьего курса, ему пришлось заменить Сергея Иосифовича Юткевича. И тем не менее, выпускники этого курса по праву и с гордостью считали себя первыми «роммовцами».
Участие мастера в жизни подопечных никогда не ограничивалось только лекциями, но всегда было связано и с деятельной помощью. Когда подошла пора работы над дипломными фильмами, Григорий Наумович Чухрай оказался в больнице, напомнили о себе военные ранения. После лечения молодой постановщик никак не мог добиться разрешения о запуске дипломной картины, сроки были нарушены, приказы подписаны, пленка распределена. Михаил Ильич, в этот момент работавший над фильмом «Адмирал Ушаков» (1953), узнал о злоключениях своего студента и срочно потребовал устроить его ассистентом к себе на картину. На съемках Ромм поручил Григорию Наумовичу самостоятельно поставить несколько эпизодов, отмеченных им в сценарии. Материал, снятый подмастерьем, Ромму понравился, но в финальный монтаж фильма не вошел. Правда, Ромм с самого начала на это и не рассчитывал, после просмотра он обратился к Григорию Наумовичу с совершенно неожиданным для того предложением: «Старались вы не зря – смонтируете этот материал и представите его на защите диплома».
Такие истории о непосредственном участии Михаила Ильича в своей профессиональной судьбе мог бы вспомнить без преувеличения каждый его ученик. И Василий Шукшин признавался, что Ромм отстоял его перед скептически настроенной комиссией во время вступительных экзаменов, а потом стал его «крестным отцом» не только в кино, но и в литературе, первым оценив писательское дарование Шукшина. И Динара Асанова, учившаяся у Ромма на первых курсах, с огромной признательностью вспоминала, как Михаил Ильич, уже не будучи ее мастером, одиннадцать раз представлял на кафедре фильм «Рудольфио», пока наконец он не был принят в качестве дипломной работы. Поддерживал Ромм своих учеников и после окончания ВГИКа. Андрей Сергеевич Смирнов рассказывал, как Ромм пробивал сценарий «Белорусского вокзала», как помог утвердить актеров и в итоге сдать фильм. «Он был танком, - говорил Смирнов, - ну а мы, - как пехота, после танковой атаки шли уже врукопашную. Свою «пехоту» Ромм берег».
Григорий Чухрай вспоминал признание Ромма, в котором заключалось его педагогическое кредо: «Я был бы очень огорчен, если бы мои ученики были похожи на меня. Двадцать маленьких Роммов – это даже противно».
Григорий Чухрай, Владимир Басов, Резо Чхеидзе, Тенгиз Абуладзе, Андрей Тарковский, Василий Шукшин, Александр Митта, Андрей Кончаловский, Никита Михалков, Юлий Файт, Андрей Смирнов, Борис Яшин, Резо Эсадзе, Сергей Соловьев, Динара Асанова, Вадим Абдрашитов, Владимир Меньшов, Виктор Титов, Виктор Трегубович, Игорь Добролюбов – вот имена режиссеров-вгиковцев, прошедших школу Михаила Ромма и не похожих ни на него, ни друг на друга, ставших яркими индивидуальностями в жизни и в кино.
В мастерских Ромма всегда царила удивительно доверительная и творческая атмосфера. Как в любом тесном коллективе у «роммовцев» были и свои ритуалы. Сам Михаил Ильич любил начинать свои лекции, поражавшие студентов не только неподражаемым мастерством, уровнем эрудиции и меткостью жизненных наблюдений, но и удивительной, исповедальной откровенностью, словами «Начнем, помолясь».
Еще одной замечательной традицией мастерской была встреча мастера: перед лекцией один из студентов курса (очередность отслеживал староста) встречал Михаила Ильича у дверей института, приветствовал, помогал ему снять верхнюю одежду, провожал в аудиторию. Никита Сергеевич Михалков вспоминал: «Каждая его лекция – это был бум на курсе и, больше того, это был бум во ВГИКе: приходили студенты с других курсов и факультетов – будущие актеры, режиссеры, художники, критики и киноведы, организаторы производства, приходили для того, чтобы послушать лекцию Ромма, ибо ничего более блистательного, чем лекции Ромма, я, пожалуй, не слышал.Он как бы и не рассказывал, а проживал с нами заново то, что накопил за жизнь».
Сам Михаил Ильич Ромм в своем приветственном слове очередному набору первокурсников сказал: «Каждое новое поколение ВГИКа – это новая надежда советской кинематографии». Эти слова остаются для нас актуальными и сейчас, тем более и сегодня на режиссерском факультете ВГИКа работают Сергей Соловьев, Владимир Меньшов, Вадим Абдрашитов, Аркадий Сиренко, Юлий Файт – «роммовцы», продолжающие делиться с новыми поколениями кинематографистов мудростью своего учителя.