Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации (указ Президента РФ от 15.04.2013 №360)
вернуться к новостям
100 лет со дня рождения выпускника ВГИКа Ю.Н. Озерова
Опубликовано 25 января 2021 года
Сергей Михайлович Эйзенштейн с коллегами по цеху

26 января 2021 года исполняется 100 лет со дня рождения выпускника ВГИКа, кинорежиссера, руководителя режиссерской мастерской нашего института, народного артиста СССР Юрия Николаевича Озерова.

Юрию Николаевичу выпала непростая, но интересная судьба. Он родился в семье оперного певца Николая Николаевича Озерова. Его детство и юность прошли в артистической среде. В 1939 году Озеров окончил художественную школу и поступил на режиссерский факультет ГИТИСа. В том же 1939 году был призван в армию, прошел обучение на связиста. Был командиром взвода во время обороны Москвы. В 1942 году окончил ускоренный курс Военной академии им. М. Фрунзе, воевал на нескольких фронтах, участвовал во взятии Кенигсберга. Войну окончил войну в звании майора.

После демобилизации Озеров возобновил учебу в ГИТИСе, но уже на театроведческом факультете, а в 1946 году он поступил во ВГИК. Игорь Андреевич Савченко согласился принять Озерова сразу на второй курс своей режиссерской мастерской при условии, что тот успешно сдаст все экзамены за первый курс. Юрий Николаевич вспоминал: «За неполных два месяца я сдал двадцать три экзамена и зачета. Это напоминало забег на 110 метров с барьерами – дистанция короткая, экзаменов много, и на каждом можно споткнуться. Я собрал все силы и выложился без остатка. Помог спорт, которым я занимался до армии, помог фронт, приучивший жить и работать в экстремальных условиях».

Вместе с Озеровым в этой легендарной мастерской, прозванной «конгломератом воинствующих индивидуальностей», учились Марлен Хуциев, Феликс Миронер, Александр Алов, Владимир Наумов, Сергей Параджанов, Алексей Коренев, Генрих Габай и другие. Впервые в истории ВГИКа все студенты курса проходили первую творческую практику на съемках картины своего мастера. Для Озерова этот опыт оказался судьбоносным, ведь картина «Третий удар» Игоря Савченко, где он выступил ассистентом и исполнителем эпизодической роли, была снята в жанре масштабной военной эпопеи, который впоследствии составил славу Озерова-режиссера. После работы с Савченко Озеров получил приглашение стать ассистентом режиссера Григория Александрова на фильме «Композитор Глинка». Григорий Васильевич поручил талантливому помощнику подбор актеров. В итоге производственная практика превратилась для Озерова в съемки дипломной работы. «Дело было так. – рассказывал Юрий Николаевич – Снимались кинопробы, на роль Пушкина было несколько претендентов, и каждый играл свой эпизод. Затем из этих микроновелл я смонтировал короткий фильм из жизни поэта». Дипломный фильм под названием «Александр Пушкин» был защищен на «отлично».

   В 1979 году уже прославленный режиссер, главный кинобаталист СССР, автор знаменитых батальных полотен «Освобождение» (1968-1971) и «Солдаты свободы» (1977), Юрий Николаевич Озеров принял предложение Сергея Герасимова и вернулся во ВГИК руководителем режиссерской мастерской. Среди учеников Озерова Федор Бондарчук, Тигран Кеосаян, Сергей Белошников. Озеров по примеру Савченко активно привлекал студентов к своим постановкам, в частности, к киноэпопеям «Битва за Москву» (1985) и «Сталинград» (1989). Дорогого стоит признание Федора Сергеевича Бондарчука после съемок собственного «Сталинграда»: «Я прошел школу «Сталинграда» у великого Юрия Озерова, баталиста, которых в кино очень мало. Которых нет. Эта его знаменитая панорама наступления советских войск на несколько минут экранного времени, которую снял с вертолета оператор Игорь Слабневич в Сталинграде, где танки все идут, идут – все вживую, все настоящее, компьютерной графики нет. Я там работал вторым ассистентом режиссера и как артист еще служил».

В конце 40-х студент ВГИКа Юрий Озеров, будущий создатель «Освобождения», работал ассистентом на съемках военной эпопеи своего мастера Игоря Савченко «Третий удар». В конце 80-х студент ВГИКа Федор Бондарчук, будущий постановщик фильма «Сталинград», обновившего кассовый рекорд новейшей истории отечественного кино, работал ассистентом на съемках военной эпопеи «Сталинград» своего мастера Юрия Озерова. Что это, как не иллюстрация преемственности поколений в нашем кино, опорой которой всегда служил ВГИК – место передачи кинематографического опыта.

Сегодня, в день векового юбилея Юрия Николаевича Озерова, в нашем институте в режиме онлайн пройдет Международный круглый стол «Юрий Озеров. Создатель экранного эпоса Великой Отечественной. К 100-летию со дня рождения», посвящённый творчеству и жизненному пути выдающегося кинорежиссёра, выпускника, преподавателя, руководителя режиссёрской мастерской ВГИКа.