4 февраля 2021 года исполняется 140 лет со дня рождения выдающегося режиссёра, новатора мирового кино – Якова Александровича Протазанова. По праву завоевав репутацию выдающегося мастера «десятой музы» еще в дореволюционной России, он в полной мере смог подтвердить её и в авангардные 1920-е гг.
Центральное место в творчестве Протазанова занимала экранизация, и здесь ему не было равных, будь то классическая реалистическая проза или фантастический роман. Человек невероятной работоспособности, он черпал вдохновение для поистине новаторских решений и в театральной эстетике, и в экспериментах конструктивистов. Кинематограф был для него полем необычайных возможностей вне зависимости от политического режима, социальных катастроф и мировых войн.
Его «Пиковая дама» (1916), «Сатана ликующий» и «Отец Сергий» (1918) вошли в сокровищницу мирового кино, поразив аудиторию не только изобретательной режиссурой, но и психологической достоверностью, неординарной актёрской игрой. Хрестоматийными стали отдельные мизансцены и планы, открытые Протазановым в интерпретациях произведений Александра Пушкина и Льва Толстого.
Режиссер не принял декрет о национализации кинематографа и покинул Россию в начале 1920 года, работал в Германии и Франции, в кинофирмах «Пате», «Гомон», «Альбатрос», «УФА», продолжая экспериментировать. В его фильмах снимается Рене Клер – будущий корифей мировой кинорежиссуры. Тем не менее, Протазанов решает вернуться на родину.
В СССР к нему отнеслись с известным предубеждением, поскольку его кинематограф ассоциировался с царской Россией, традиционной культурой и ценностями. Однако, несмотря ни на что, Протазанов продолжил работу и вскоре опроверг статус «мастера из прошлого».
Он снял фильмы, осмысливающие революционные события «Его призыв» (1925) и «Сорок первый» (1926). «Аэлита» (1924) – экранизация фантастического романа Алексея Толстого, вернула Протазанова в когорту экспериментаторов и авангардистов. Чуткий мастер работы с актером, он подарил советскому кино эксцентрические комедии «Закройщик из Торжка» (1925), «Процесс о трех миллионах» (1926), «Праздник святого Йоргена» (1930). Он открыл звезду Игоря Ильинского, явил миру красоту Нины Алисовой и Юлии Солнцевой.
Однако главным источником вдохновения для Протазанова по-прежнему оставалась классическая русская литература. Его фильм «Бесприданница» (1936) по пьесе Александра Островского вызвал жаркие споры и получил противоречивые оценки. Картину обвиняли в следовании эстетике немого кино, но вскоре признали ее неоспоримые достоинства: экспрессивный монтаж, выразительные мизансцены, яркие актерские работы. Эльдар Рязанов вспоминал: «Сила воздействия протазановской ленты оказалась такова, что заслонила первоисточник, как бы подменила его». «Бесприданница» была удостоена Золотой медали на Международной выставке в Париже (1937).
Творчество Протазанова не просто заложило фундамент для работы нескольких поколений кинематографистов с сокровищницей отечественной литературы, но стало неотъемлемой частью мировой художественной культуры.
«У Протазанова учился я, как и многие другие режиссеры, четкости и точности выбора актёров на главные роли, умению находить для каждого литературного образа свое пластическое решение. У него учился вниманию к детали, чувству меры, эмоциональному, драматически острому монтажу и многому-многому ещё, о чем когда-нибудь можно было бы написать отдельную книжку», - отмечал другой классик отечественного кино, режиссер-сказочник Александр Роу.
Свою последнюю картину Протазанов снял в 1943-м году в эвакуации в Ташкенте, в основе комедии «Насреддин в Бухаре» лежал роман Леонида Соловьева «Возмутитель спокойствия». Полный юмора и оптимизма фильм пользовался заслуженной популярностью у зрителей в тылу и бойцов сражающейся Красной армии.
Сюжет телеканал "Россия.К"