Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации (указ Президента РФ от 15.04.2013 №360)
вернуться к новостям
90 лет со дня рождения выпускницы ВГИКа Аллы Ларионовой
Опубликовано 19 февраля 2021 года
Сергей Михайлович Эйзенштейн с коллегами по цеху
Larionova90 (2).jpg19 февраля 2021 года исполняется 90 лет со дня рождения замечательной актрисы, выпускницы ВГИКа Аллы Дмитриевны Ларионовой.

Впервые на съемочной площадке Аллы Ларионова оказалась ещё до поступления во ВГИК. Ассистент режиссёра Надежда Кушнеренко встретила приметную девятиклассницу на улице и пригласила на съёмки фильма «Жизнь в цвету». Фильм впоследствии переименован по имени главного героя в «Мичурин», а его режиссёром был легендарный Александр Петрович Довженко. По воспоминаниям Георгия Натансона, Довженко был буквально «озарён» ослепительной красотой Аллы Ларионовой и дал ей первое благословение на актёрское будущее. Да и сам Натансон, в скором времени знаменитый постановщик, а тогда второй ассистент Довженко, был абсолютно очарован юной исполнительницей и взял над ней шефство, посвящал в тонкости профессии, рассказывал про мир кино. Главной темой этих бесед был ВГИК, который сам Натансон незадолго до этого окончил и куда настоятельно рекомендовал поступать начинающей артистке. В своих воспоминаниях Георгий Григорьевич приводит их забавный диалог на эту тему:

— А ты думаешь, меня примут?

— Конечно, ты же такая красивая.

— А разве во ВГИК принимают по красоте?

В итоге приняли. И не «по красоте», а за талант. Хотя Сергей Аполлинариевич Герасимов поначалу колебался, но решающей стала твёрдая уверенность Тамары Фёдоровны Макаровой в одарённости абитуриентки Ларионовой. В 1948 году Алла Ларионова стала студенткой актёрско-режиссёрской мастерской Герасимова-Макаровой, следующего набора после знаменитых «молодогвардейцев». Среди её однокурсников были будущие классики режиссуры Лев Кулиджанов, Василий Ордынский и Яков Сегель, сын Надежды Кушнеренко, ставшей крёстной мамой Ларионовой в кино.

Во время учёбы во ВГИКе она продемонстрировала широкий диапазон своих актёрских возможностей, сыграв сначала роль утончённой графини де ля Моль в инсценировке романа Стендаля «Красное и чёрное», а затем блеснув в роли «простой» женщины, сибирячки Анфисы в спектакле «Угрюм-река».

Всесоюзная известность настигла Аллу Ларионову ещё в стенах института. Александр Лукич Птушко, непревзойдённый мастер фильмов-сказок, искал молодую актрису с поистине сказочной русской внешностью на главную женскую роль в фильм «Садко». Поиск шёл долго и безуспешно, пока ассистент Птушко, которым снова оказался Георгий Натансон, не посоветовал попробовать Ларионову. Стоит ли говорить, что как только Ларионова появилась перед Птушко, все сомнения развеялись, и режиссёр безо всяких проб отправил актрису читать сценарий и готовиться к съёмкам, а сам отправился договариваться с Герасимовым о съемочной практике его студентки. Фильм имел грандиозный успех, причем не только в Советском Союзе. Молодая актриса отправилась на премьеру «Садко» в Венецию и стала настоящей звездой фестиваля.

До окончания ВГИКа Ларионова успела сняться ещё в двух картинах: в «Вихрях враждебных» Михаила Калатозова, историко-революционной драме о Феликсе Дзержинском, и в фильме «Команда с нашей улицы», который вряд ли оставил заметный след в актёрской биографии Ларионовой, но примечателен тем, что в нём она снималась вместе с Николаем Рыбниковым, своим одногруппником по ВГИКу и спутником на всю оставшуюся жизнь. История романтических отношений Рыбникова и Ларионовой, долгих ухаживаний и искренней любви, сама по себе стала одной из знаковых легенд нашего института.