В 2021 году исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося кинорежиссёра, выпускника ВГИКа Самсона Иосифовича Самсонова.
Самсон Иосифович Эйдельштейн (творческий псевдоним Самсонов появится уже после окончания института) родился 23 февраля 1921 года. Он поступил во ВГИК в 1943 году и стал студентом знаменитой «молодогвардейской» мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, старостой режиссёрской группы.
Во время учёбы молодой постановщик специализировался на театральных этюдах по Достоевскому. На третьем курсе он вместе с товарищем Владимиром Беляевым поставил отрывок из «Братьев Карамазовых», в котором сам исполнил роль Алёши Карамазова. Очень высокую оценку этому актёрскому опыту С. Самсонова дал Сергей Герасимов. Неслучайно в начале 50-х, решив поставить фильм о молодости Пушкина, Герасимов позвал своего ученика пробоваться на роль великого поэта. В следующих студенческих работах по прозе Достоевского Самсонов сосредоточился на женских образах. В сценическом отрывке из «Идиота» солировала Инна Макарова в роли Настасьи Филипповны, а в инсценировке фрагмента «Бесов» на первый план выдвинулась Людмила Шагалова, сыгравшая Марью Лебядкину.
Этот интерес к сложным женским персонажам проявился и в первых больших самостоятельных работах Самсонова – спектакле «Софья Ковалевская», поставленном на сцене Театра-студии киноактёра и ставшем его дипломной работой и, конечно, знаменитой «Попрыгунье». Сначала появился спектакль в том же Театре киноактёра, а после и дебютный полнометражный фильм Самсона Иосифовича, где одну из своих лучших ролей сыграл его вгиковский приятель Сергей Бондарчук. Счастливая идея обратиться к этому рассказу А.П. Чехова была подсказана Герасимовым.
Сергей Аполлинариевич очень верил в Самсонова и на первых порах покровительствовал ему. Во время учёбы Самсон Самсонов и Татьяна
Лиознова удостоились возможности ассистировать Герасимову в работе над «Молодой гвардией».
А вскоре после окончания института, когда в условиях малокартинья и кампании по борьбе с космополитизмом, молодым постановщикам было чрезвычайно сложно трудоустроиться, мастер организовал для Самсонова и Лиозновой очередную творческую практику в виде постановки китайской пьесы «Седая девушка» на сцене Театра им. Вахтангова. Самсон Иосифович на всю жизнь сохранил признательность мастеру и ВГИКу за неоценимую поддержку в начале профессионального пути.
Вот как он сам вспоминал про студенческие годы: «Самый счастливый миг в моей жизни – поступление в мастерскую Герасимова и Макаровой. Мастерская приучала нас к великой прозе, литературе, выращивала личности людей, художников. На курсе я ставил много прозы, например, Достоевского, и приходили, собирались со всего института, аудитория была затемнена, окна закрыты шторами, сидело огромное количество людей прямо на полу, горела свеча»…
Послужной список Самсона Самсонова поражает разнообразием, за четыре десятка лет в кинорежиссуре он снял двадцать полнометражных фильмов. Там и экранизации английских детективов («Чисто английское убийство», «Мышеловка»), и историко-революционные эпопеи («Огненные вёрсты», «Оптимистическая трагедия»), и комедии («За витриной универмага», «Восьмое чудо света»), и мелодрамы («Одиноким предоставляется общежитие», «Танцплощадка»), и Чехов («Попрыгунья», «Три сестры»), и даже Шекспир («Много шума из ничего»). В фильмографии Самсона Иосифовича Самсонова найдутся фильмы на любой вкус.
И сегодня, в день векового юбилея мастера, каждый может выбрать и посмотреть подходящую картину Самсонова и тем самым отдать дань памяти замечательному кинематографисту, чьё имя навсегда вписано в историю нашего института.
Во ВГИКе 25 февраля 2021 года в 11 часов в онлайн режиме пройдёт круглый стол «Целостность многообразия. От классики до "лёгких" жанров», посвящённый 100-летию Самсона Иосифовича Самсонова.