Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации (указ Президента РФ от 15.04.2013 №360)
вернуться к новостям
Поздравляем с юбилеем выпускника ВГИКа Андрея Смирнова!
Опубликовано 15 марта 2021 года
Сергей Михайлович Эйзенштейн с коллегами по цеху

12 марта исполняется 80 лет со дня рождения выдающегося кинематографиста, выпускника ВГИКа, Андрея Сергеевича Смирнова.

17-летний Андрей Смирнов собирался поступать на актерское отделение театрального училища, но планы скорректировал отец, известный писатель Сергей Смирнов, предложивший сыну попробовать свои силы в кинорежиссуре. Хотя, как признавался впоследствии сам Андрей Сергеевич, на момент поступления он имел самые смутные представления о сути режиссерской профессии. Набиравший курс Михаил Ильич Ромм сумел разглядеть в нем потенциал и принял в свою мастерскую. Не исключено, что Ромм, большой знаток и ценитель французской литературы, был покорен тем, как выпускник французской спецшколы Андрей Смирнов читал в оригинале монолога Сида из трагедии Корнеля.

Как бы то ни было, в 1958 году Андрей Сергеевич Смирнов стал студентом ВГИКа, одногруппником Андрея Кончаловского, Виктора Трегубовича, Игоря Добровольского и Бориса Яшина, вместе с которым Смирнов поставил сначала дипломную картину «Эй, кто-нибудь!», а потом и полнометражный дебют «Пядь земли». По собственному признанию, Смирнов пришел во ВГИК очень поверхностно образованным в гуманитарных дисциплинах и именно в институте по-настоящему открыл для себя историю мировой культуры.

Первооткрывателем музыки для Смирнова стал сокурсник, оператор Никита Хубов, сын крупнейшего в СССР специалиста по творчеству Баха, а проводником в сокровищницу изобразительных искусств выступил легендарный вгиковский педагог Николай Николаевич Третьяков. Но главные уроки дал, конечно, мастер. Помимо обучения азам ремесла, Ромм прививал студентам вкус к классической литературе и, прежде всего, к творчеству Льва Толстого. Как вспоминал сам Смирнов: «Студенты Ромма были обречены жить под сенью Толстого, неустанно раскадровывать «Войну и мир», ставить «Казаков», копаться в толстовских дневниках, изучать драматургию «Фальшивого купона» и монтаж сцены скачек из «Анны Карениной».

Для Смирнова эти уроки точно не прошли даром, свое режиссерское творчество он начал с обращения к лучшим образцам новеллистики: «Эй, кто-нибудь!» (1967) – экранизация текста Уильяма Сарояна, «Пядь земли» (1964) снята по повести Григория Бакланова, «Шуточка» (1966) – по одноименному рассказу Чехова, а киноновелла «Ангел» (1967) из альманаха «Начало неведомого века» – по рассказу Юрия Олеши.

Ромм деятельно поучаствовал не только в учебе молодого режиссера, но и помогал ему уже в пору профессиональной зрелости, в частности, настойчиво и непреклонно отстаивал во всевозможных инстанциях картину Смирнова «Белорусский вокзал», помог утвердить артистов и сдать готовый фильм, ставший впоследствии одной из легенд советского кино. Во ВГИКе Андрей Смирнов не только учился кинорежиссуре, но и принимал активное участие в общественной жизни, был лидером сборной института по баскетболу. На баскетбольной площадке началась дружба студента Смирнова с начинающим оператором Павлом Лебешевым, с которым без малого десять лет спустя они вместе снимут «Белорусский вокзал».

В 1962 году Андрей Смирнов получил диплом ВГИКа с отличием, а его сын, Алексей Смирнов, пошел по стопам отца и в 2015 году окончил режиссерское отделение ВГИКа, мастерскую Сергея Соловьева.

Сегодня мы хотим пожелать Андрею Сергеевичу Смирнову здоровья и новых творческих достижений в кинематографе! ВГИК гордится своим выдающимся выпускником, талантливым и изобретательным художником, принципиальным и искренним человеком!

По случаю юбилея Андрея Смирнова мы предлагаем Вам посмотреть его дипломную работу «Эй, кто-нибудь!» – экспериментальную работу по новелле Уильяма Сарояна с замечательным дуэтом Владимира Ивашова и Ольги Гобзевой в главных ролях.