11 апреля 1921 года в Саратове родился знаменитый кинооператор, ветеран Великой Отечественной войны, выпускник ВГИКа Игорь Михайлович Слабневич.
Игорь Михайлович происходил из артистической семьи, его родители служили в Саратовском оперном театре, но после переезда в Москву вынуждены были оставить сцену. Слабневич еще школьником решил связать свою жизнь с кино, но в планы вмешалась война. Сразу после успешного окончания школы Игорь Михайлович был призван в ряды Красной армии.
Впоследствии личный опыт призывника Слабневича ляжет в основу одной из двух его режиссерских работ, картины «По законам военного времени».
Во время войны участвовал в Сталинградской битве в качестве командира артиллерийского орудия, но после боев за город, в которых было полностью уничтожено его подразделение, стал командиром танка. В 1944 году младший лейтенант Слабневич был награжден Орденом Отечественной войны I степени за то, что героически принял на себя командование взводом после ранения командира.
После окончания войны Слабневич вернулся в Москву в надежде осуществить свою давнюю мечту о работе в кино. Впервые на съемочной площадке он оказался в 1946 году, катал операторскую тележку на съемках «Сказания о земле Сибирской» Ивана Александровича Пырьева.
В 1949 году Слабневичу со второй попытки удалось поступить во ВГИК на операторский факультет, в мастерскую мэтра Леонида Васильевича Косматова. В 1953 году Слабневич с отличием окончил наш институт, а в 1955-м дебютировал в качестве оператора-постановщика на картине «Секрет красоты» режиссера Василия Ордынского. Не заставили себя ждать и полнометражные фильмы: «Человек родился» того же Ордынского и «Сын» Юрия Озерова.
Несколько лет Слабневич принципиально отказывался от фильмов о войне, сам признавался, что было страшно вновь погрузиться в атмосферу фронта, пусть даже воссозданную специально для съемок.
Только в 1962 году вместе с давним соавтором и товарищем, режиссером-фронтовиком Ордынским, они создали фильм «У твоего порога», поразивший зрителей и коллег-кинематографистов степенью достоверности изображенных событий. После показов этого фильма оператора неизменно спрашивали о том, какие эпизоды были взяты из хроники военных лет, было трудно поверить, что все было снято специально для фильма.
Такой «документальный» подход по достоинству оценил Юрий Николаевич Озеров, пригласивший Слабневича оператором в легендарную эпопею «Освобождение» и следующие части его масштабной военной саги. Особенно значимой для Слабневича стала работа над картиной «Сталинград», где ему пришлось заново пережить события военных лет, непосредственным участником которых он являлся. В работе над фильмом «У твоего порога» Слабневич проявил себя не только как мастер «военной кинопрозы», но и поразил публику и знатоков удивительно эмоциональными женскими портретами. Эта грань таланта Слабневича в полную силу раскроется во время работы над образами Надежды Петрухиной в «Крыльях» Ларисы Шепитько и Катерины Тихомировой из знаменитой картины «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова.
ВГИК гордится своим выпускником Игорем Слабневичем – достойным представителем российской операторской школы.