Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации (указ Президента РФ от 15.04.2013 №360)
вернуться к новостям
100 лет со дня рождения выпускника ВГИКа Григория Чухрая
Опубликовано 24 мая 2021 года
Сергей Михайлович Эйзенштейн с коллегами по цеху

23 мая исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося кинорежиссера, выпускника ВГИКа Григория Наумовича Чухрая.

Весной 1939 года выпускник школы Гриша Чухрай подал документы на режиссерский факультет ВГИКа. Но мечта юного поклонника советского кино осуществилась далеко не сразу, ждать пришлось целых 7 лет, в которые уместилась целая жизнь – служба в армии, советско-финский конфликт, Великая Отечественная война. Чухрай воевал на нескольких фронтах, участвовал в обороне Сталинграда, командовал ротой, закончил войну в Австрии.

Проведя без малого год в госпитале, демобилизованный гвардии старший лейтенант Чухрай снова, как перед войной, подал документы во ВГИК. На вступительном собеседовании набиравший режиссерскую мастерскую франкофил Сергей Иосифович Юткевич спросил Чухрая, как он относится к живописи французских импрессионистов, абитуриент-орденоносец пожал плечами: о таком художественном течении он никогда не слышал. Когда собеседование закончилось, Чухрай был уверен в своем провале, но Юткевич оценил его преданность мечте о режиссуре и принял на курс. Учеба в первые годы давалась с большим трудом, постоянно напоминало о себе осколочное ранение легкого, приходилось больше лежать по госпиталям, чем учиться. Оттого Чухрай с еще большей жадностью впитывал знания, когда вновь возвращался в институт после очередной вынужденной паузы.

Уже в конце второго года обучения Юткевич на одном из совещаний кинематографистов говорил: «Запомните фамилию Чухрай! Он всего лишь студент второго курса, но запомните его фамилию, вы ее еще не раз услышите».

Во время обучения Чухрай сделал режиссерскую разработку по повести Бориса Горбатова «Непокоренные», сыграл роль горьковского Челкаша в учебной работе товарища, сам поставил две короткометражки – «Поленька» по Чехову и «Первый день» по рассказу Федора Кнорре.

Чухрай написал сценарий полнометражного фильма «На Дунае», который планировал снять в качестве дипломной работы, но он так и не был запущен в производство. Когда подошла пора защищать диплом, у Чухрая не было готового материала, и на выручку пришел, сменивший Юткевича в качестве мастера, Михаил Ильич Ромм. Он пригласил Чухрая ассистентом на свою картину «Адмирал Ушаков» и дал ему задание отснять самостоятельно несколько эпизодов. В финальный монтаж фильма эти куски не вошли, зато позволили талантливому режиссеру успешно окончить институт.

Те же вгиковские мастера, Юткевич и Ромм, помогли Чухраю и со стартом самостоятельной кинокарьеры. Именно они рекомендовали тогдашнему директору Мосфильма Ивану Александровичу Пырьеву обратить внимание на многообещающего постановщика. В итоге Чухрай получил возможность экранизировать поразившую его еще в военное время повесть Бориса Лавренева «Сорок первый». Фильм с Олегом Стриженовым и Изольдой Извицкой произвел фурор, был отмечен специальным призом жюри на Каннском фестивале.

Впереди у Чухрая был грандиозный международный успех «Баллады о солдате», а в середине 60-х, уже в качестве маститого режиссера, лидера советской «новой волны», Чухрай вернулся во ВГИК руководителем режиссерской мастерской и выпустил очень талантливый курс. Среди его учеников были Ираклий Квирикадзе, Юрий Шиллер, Рустам Хамдамов.

ВГИК гордится тем, что в нем учился и преподавал легендарный кинорежиссер Григорий Наумович Чухрай.