Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации (указ Президента РФ от 15.04.2013 №360)
вернуться к новостям
100 лет со дня рождения выпускника ВГИКа Георгия Натансона
Опубликовано 25 мая 2021 года
Сергей Михайлович Эйзенштейн с коллегами по цеху

23 мая исполняется 100 лет со дня рождения режиссера, выпускника ВГИКа Георгия Григорьевича Натансона.

В 1939 году, сразу после окончания школы, увлеченный театром и кино, Георгий Натансон решил поступать во ВГИК, но разнарядки на набор режиссеров в тот год не было. И из художественного, экономического, актерского факультетов юный абитуриент выбрал последний. Экзамен принимала компания заслуженных мэтров отечественной кинематографии. Сергей Михайлович Эйзенштейн, Лев Владимирович Кулешов, заслуженная артистка Александра Сергеевна Хохлова и другие мастера слушали подготовленные отрывки. Когда уверенный в своем выступлении Георгий приехал смотреть результаты, то в списках себя не нашел. На актерский не приняли. Но как это часто бывает, помогли стены ВГИКа и незаменимая спутница всех творческих профессий – счастливая случайность. По коридору в тот самый момент проходил Кулешов и обратил внимание на непоступившего абитуриента, который рассказал о своем желании идти в режиссуру и через полгода получил открытку с личным приглашением Льва Владимировича держать экзамен в его мастерскую. Так Георгий Натансон стал студентом режиссерской мастерской ВГИКа.

Однако, началась Великая Отечественная Война и многих студентов призвали в Красную Армию. Жуткие морозы сыграли свое дело и сильно заболевшего Натансона комиссовали доучиваться во ВГИК, который на то время уже перебирался в Алма-Ату. В эвакуации жилось тяжко и голодно. Георгий начал искать работу. Удача вновь оказалась на его стороне, и молодой студент попал в ассистенты к Ивану Александровичу Пырьеву. Строгий режиссер и гроза студии, Иван Александрович, несмотря на свой нрав, принял юношу в свою съемочную команду и ближайшее окружение. Позже Натансон будет с теплом вспоминать, как по личному приглашению мэтра, он будет вместе с ним наедине, одним из первых смотреть легендарную «Свинарку и пастуха».

Работа ассистентом и вторым режиссером на картинах у таких разноплановых мастеров отечественного кино, как Александр Довженко, Борис Барнет, Александр Птушко, Андрей Тарковский, расширит взгляд Натансона на художественную широту и возможности кинематографа. Неслучайно его фильмография наполнена богатым жанровым и тематическим разнообразием: мультипликационная работа «Небесное созданье», музыкальная оперетта «Белая акация», шестидесятнический «Шумный день», поставленный совместно с Анатолием Эфросом, самостоятельная зрелая изящная драма «Еще раз про любовь» с Татьяной Дорониной в главной роли.

Георгий Григорьевич был профессионалом, тонким и вдумчивым режиссером-ремесленником, в лучшем смысле этого слова. Автором, не претендующим на исключительность своего виденья, а готовым разделить режиссерское кресло с талантливыми коллегами, а то и просто помочь осуществиться чужому замыслу.

Богатые традиции советского кино, образование ВГИКа и любовь к отечественной театральной традиции отразились во всех работах мастера. ВГИК гордится творческой судьбой своего выпускника Георгия Григорьевича Натансона.