Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации (указ Президента РФ от 15.04.2013 №360)
вернуться к новостям
115 лет со дня рождения Сергея Аполлинариевича Герасимова
Опубликовано 07 июня 2021 года
Сергей Михайлович Эйзенштейн с коллегами по цеху

3 июня 2021 года исполняется 115 лет со дня рождения Сергея Аполлинариевича Герасимова – крупнейшего деятеля отечественной культуры XX века, имя которого с 1986 года носит Всероссийский государственный институт кинематографии. Народный артист СССР, депутат Верховного Совета СССР, выдающийся режиссёр, актёр, сценарист, драматург, педагог, профессор ВГИКа, автор 23 сценариев, 21 полнометражного фильма, 6 короткометражных, документальных лент и киносборников – Сергей Аполлинариевич оставил яркий след в истории киноискусства и кинообразования. Его творчество высоко ценилось не только в России, но и во всем мире. Его наследие вдохновляет и сегодня, талантливые ученики его мастерских составили славу отечественного кинематографа. Среди них актеры и режиссеры: Татьяна Лиознова, Лев Кулиджанов, Яков Сегель, Василий Ордынский, Сергей Бондарчук, Клара Лучко, Инна Макарова, Зинаида Кириенко, Николай Рыбников, Алла Ларионова, Людмила Гурченко, Наталья Фатеева, Николай Губенко, Жанна Болотова, Лариса Лужина, Сергей Никоненко, Эдуард Бочаров, Кира Муратова Наталья Гвоздикова, Галина Польских, Лидия Федосеева-Шукшина, Наталья Аринбасарова, Наталия Белохвостикова, Николай Еременко-младший, Марина Левтова и многие другие.

В связи с памятной датой вспомним некоторые высказывания мастера…

Каждые пять лет, не делая «антракта», мы с Тамарой Федоровной Макаровой набираем учеников. По сути дела, мы живем учениками…

Далеко за полночь говорим о том, что сегодня показал нам один ученик, открывшийся против всяких ожиданий, почему другому следовало бы дать подзатыльник, а этюд третьего – посмотреть бы еще раз…

И к этому никогда не пропадает интерес. 

Всякий раз, как мы приступаем к съемкам фильма, я напоминаю себе и своим товарищам, что нельзя забывать о зрителях, нельзя подходить к фильму с позиции цехового снобизма или делать кино, посвистывая и подпрыгивая, между двумя звонками. Ничего так не получится – и будешь только ты сам себя называть мастером. В кино потрудиться надо, изрядно потрудиться…     

Всё, чем мне хочется заниматься сейчас в искусстве и что я бы хотел передать вам, исходит из этой предпосылки: научиться так владеть средствами искусства, чтобы помогать людям жить, а не вселять в них страх, отвращение к жизни. 

К каждой новой работе приступаешь, думая о том, что наше дело – стремиться создавать фильмы, обладающие запасом прочности. Прочности художественной, мировоззренческой, нравственной. Желание и надежда успешно справиться с этой задачей придают силы. 

Приучите себя честно наблюдать, всматриваться – всё интересно в этом мире. Всё интересно, к чему бы вы не обратились, только извольте рассматривать избранный вами предмет в реальных своих параметрах, не придавайте с налёту конкретной истории или реальной судьбе округлой всеобщности, которая нередко выдаётся за всеобщее художественное, видите ли, обобщение. (…) Немало сил приходится израсходовать для того, чтобы высмотренное и понятое явление передать в искусстве не упрощённо, а в его реальной сложности и полноте.

Процесс создания сценария безгранично разнообразен. И результат – сам сценарий – не есть стандартная отливка канонической формы. (…) Для меня в сценарии, в собственной записи, всегда важны как бы побочные для кинематографа, необязательные, но мне необыкновенно дорогие характеристики окружающих обстоятельств… 

По давней традиции всякую новую работу я всегда начинаю с поисков актёров; от людей, от исполнителей прежде всего зависит и характер, и масштаб всего замысла. Я убеждён, что в кинематографе пластическое выражение мысли, идеи литературного произведения представляет в конечном итоге основную цель и главный результат, и касается это преимущественно не среды и обстоятельств действия, в которых должен раскрыться человеческий характер, а самого исполнителя роли – соавтора образа.

Из чего слагается монтажное мышление режиссёра? Из умения запечатлевая, разъять движущийся мир, окружающий нас, на элементы, с тем, чтобы затем соединить их, действуя по принципу отбора. Всякая монтажная конструкция рождается из «чувства отбора». 

На мой взгляд, в искусстве, чтобы получилось, надо работать не легкомысленно, но легко и весело. Во всяком случае, я стараюсь свой коллектив настраивать на такой лад: мол, только, ради Бога, не хмурьте лобик, не изображайте здесь каторжный труд. (…) Не кокетничайте и не пустословьте. Это же великое наслаждение, когда ты трудишься с удовольствием, когда владеешь своим делом, когда искусство тебе подчиняется.