Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации (указ Президента РФ от 15.04.2013 №360)
вернуться к новостям
80 лет со дня рождения выпускника ВГИКа Николая Губенко
Опубликовано 23 августа 2021 года
Сергей Михайлович Эйзенштейн с коллегами по цеху

80 лет назад, 17 августа 1941 года, родился выдающийся артист, режиссер, общественный деятель, вгиковец Николай Николаевич Губенко.

Николай Губенко родился в бомбоубежище, где укрывалась от бомбежки его мать. В годы Великой Отечественной войны он остался сиротой и по окончании войны был принят на воспитание в одесский детский дом. Театром Губенко увлекся в годы учебы в суворовском училище. Сначала он записался в драмкружок при училище, потом попал в театральное училище при одесском Доме Актера, а уже оттуда был зачислен во вспомогательный состав Одесского театра юного зрителя.

Набравшись театрального опыта в Одессе, Губенко решил попытать счастье и попробовать поступить в институт кинематографии. Был набор в объединенную мастерскую Сергея Аполлинариевича Герасимова и Тамары Федоровны Макаровой. На вступительных экзаменах Герасимов высоко оценил артистизм абитуриента Губенко, однако строго наказал ему в течение первого полугода учебы избавить речь от так называемых «одессизмов».

По воспоминаниям Губенко, Герасимов сходу покорил его не только бездонной эрудицией, блестящим знанием литературы, но и безупречной физической формой. Начинающий актер решил брать в этом пример с наставника и свой первый профессиональный гонорар за одну из главных ролей в картине Марлена Хуциева «Застава Ильича» Губенко потратил на курсы в цирковом училище, где он научился жонглировать, ходить по проволоке, делать сальто, скакать на коне и многому другому, что впоследствии не раз пригодилось ему в профессиональной деятельности.

В своих интервью и выступлениях Николай Николаевич неоднократно называл Сергея Герасимова «отцом родным», говорил о «семейной атмосфере» в мастерской и для него это были не просто риторические фигуры. По его словам, Герасимов и Макарова дали ему и многим его одногруппникам гораздо больше, чем просто уроки мастерства, они их по-настоящему опекали, порой помогая советом, а иногда даже выручая материально. Мастерская, в которой учился Николай Губенко, была по-настоящему звездной. Среди его сокурсников были Сергей Никоненко, Лариса Лужина, Лидия Федосеева, Жанна Прохоренко и, конечно, одна из любимых учениц Герасимова и Макаровой, Жанна Болотова – будущая супруга Николая Губенко, с которой они счастливо прожили вместе более полувека.

Еще будучи студентом ВГИКа Губенко сумел ярко о себе заявить, сыграв сначала в «Заставе Ильича» Марлена Хуциева, а затем исполнив роль Гитлера в дипломном спектакле Зигфрида Кюна «Карьера Артуро Уи, которой могло не быть» по пьесе Бертольта Брехта. Спектакль пользовался беспрецедентной для учебной постановки популярностью. Слухи о невероятно темпераментной игре Губенко распространялись столь быстро, что вскоре донеслись до Юрия Петровича Любимова, который отправился во ВГИК специально, чтобы посмотреть на Губенко, а после спектакля, пораженный увиденным, уговорил его поступить на службу в Театр на Таганке.

Спустя пять лет после окончания актерского отделения объединенной мастерской Николай Губенко вернулся во ВГИК и снова учился у Сергея Герасимова – на этот раз режиссуре. В его послужном списке семь самобытных режиссерских работ в кино, множество театральных постановок, сыгранных ролей в кино и театре. В годы перестройки, с 1989 по 1991 год, Николай Николаевич занимал должность министра культуры СССР, оказавшись единственным вгиковцем на этом ответственном посту. За что бы ни брался Губенко в своей работе, он все делал с неизменным талантом и искренностью.

В прошлом году Николай Николаевич ушел из жизни, но он навсегда остался в памяти миллионов зрителей и в истории нашего института.