17 ноября 2021 года исполнилось 120 лет со дня рождения выдающегося советского кинорежиссёра, сценариста, актёра, педагога, общественного деятеля, талантливого организатора кинопроизводства, возглавлявшего в 1954-1957 годах киностудию "Мосфильм", кавалера трёх орденов Ленина, Народного артиста СССР Ивана Александровича Пырьева.
Со ВГИКом Ивана Александровича связывали учёба в экспериментальной режиссёрской мастерской, созданной в 1929 году Сергеем Михайловичем Эйзенштейном, и преподавание на кафедре кинорежиссуры в 1953-1957 годах.
Лучше всего Ивана Пырьева охарактеризовал киновед-вгиковец Ростислав Николаевич Юренев в биографическом очерке из сборника «Иван Пырьев в жизни и на экране. К 100-летию мирового кинематографа». Биография, как и сама личность кинорежиссёра впечатляет своей непредсказуемостью. Детство, проведенное с дедом-старообрядцем, учеба в церковно-приходской школе, работа поваром при гостинице, череда приключений авантюрной юности, участие в качестве актера в постановках Театра Всеволода Мейерхольда, работа в революционном театре описаны Р.Н. Юреневым с доброжелательно-объективным взглядом на личность Ивана Александровича Пырьева, которая предстаёт во всей своей многосторонности и противоречивости.
За пять дней до юбилея Ивана Пырьева в 2021 году весь мир отмечал 200-летний юбилей Фёдора Михайловича Достоевского - исследователя русской души, чьи произведения режиссёр экранизировал три раза: в 1958 году вышел фильм «Идиот», в 1959-м – «Белые ночи» и в 1968 году – «Братья Карамазовы» – широкоэкранный художественный трёхсерийный фильм, экранизацию которого завершали после его смерти коллеги Ивана Александровича. Дух великого писателя можно почувствовать и в, казалось бы, очень далёкой от его творчества «сталинской» драме 1936 года «Партийный билет».
Сам Иван Пырьев, по воспоминаниям знавших его людей, напоминал героев Достоевского своей эмоциональностью, необузданным, непредсказуемым, дерзким нравом, неожиданностью поступков, но в то же время внимательностью, добротой к окружавшим его близкими людям.
Несмотря на предпринимаемые на разных этапах жизни и после его смерти попытки сузить широту личности, многогранный талант и достижения, Иван Александрович Пырьев остался в истории, в первую очередь, как мастер киноискусства, как хранитель и творец нашего духовного наследия.