26 декабря 2021 года ушёл из жизни
выдающийся художник, педагог и прекрасный человек, Аркадий Перчевич Мелик-Саркисян (13.03.1956 – 26.12.2021)
Аркадий Мелик-Саркисян - был художником огромного таланта и бесконечной творческой души, богатствами которых он щедро делился со студентами и педагогами.
Обучаясь во ВГИКе в мастерской прославленного режиссёра и художника И.П. Иванова-Вано, Аркадий воспринял от него глобальный взгляд на окружающую жизнь, где образы людей неотделимы от их характеров и поступков. Наряду с уроками замечательных педагогов ВГИКа, Аркадий мог ежедневно наблюдать и за работой своего отца, уникального художника –постановщика, Перча Мелик-Саркисяна. Многие художники «Союзмультфильма» подражали виртуозному мастерству и авторскому стилю Перча Ашотовича.
Отец Аркадия умер, когда мальчику было 14 лет. Чтобы помочь матери, Аркадий, ещё до поступления во ВГИК, начал работать в журнальных и книжных издательствах, иллюстрируя разных авторов, в основном, классиков мировой литературы. Сразу после окончания ВГИКа Аркадий активно включился в творчество на киностудии «Союзмультфильм», в объёдинении кукольных фильмов. Здесь Аркадий выработал свой собственный стиль, совершенно не прохожий на графику отца. Стиль, полный экспрессии, артистизма и точных деталей.
Работая с режиссёрами В.В. Курчевским (фильм «Легенда о Сальери»), Н.Б. Дабижа («Одинокий рояль»), С.М. Соколовым («Падающая тень»), Аркадий Перчевич всегда оставался верен своим принципам поиска неповторимой атмосферы и ярких индивидуальных характеров. Совсем иные задачи стояли перед художником в работе над фильмом «Адажио» режиссёра Гарри Бардина. Аскетические и монохромные средства выразительности, условность анимационного языка была доведена до предела. Точно найденные легко читаемые знаковые образы, движущиеся под великую музыку Альбинони, вызывали и вызывают глубокие переживания и сочувствие.
Сатирическое содержание фильма «Серый волк энд красная шапочка» (режиссёр Г.Я. Бардин) требовало от Аркадия Перчевича того особого чувства юмора и мастерства для его передачи, которым он всегда обладал. Здесь юмор точно воплотился в острой гротесковой стилистике, органичной для трансформирующихся пластилиновых кукол.
Невероятным образом поиски и открытия Аркадия Мелик- Саркисяна в анимационном кино живо перекликаются с его неповторимо прекрасными иллюстрациями в целой библиотеке классических и современных книг, которые он графически оформил.
Иллюстрации к Ж. Верну, Ф. Куперу, Р. Л. Стивенсону, А. Грину, где есть сильные человеческие страсти и характеры, показывают нам романтические устремления молодого художника. Здесь виден его зоркий глаз и склонность к острым, динамичным композициям. Гневные лица пиратов, охваченных раскалённой жестокой страстью накануне неизбежного столкновения.
Иллюстрации к книге В.А Гиляровского «Москва и москвичи» и совсем недавняя книга о М.А. Булгакове «Мастер и Москва» показывают совсем другую графику Аркадия. Лёгкие в стремительном движении рисунки. Кажется, что художник сам сидел в ночлежках для бездомных , на вокзалах, в трамваях, делал быстрые зарисовки, цепко схватывая образы обитателей, смотрел снизу вверх на важных сановников в мундирах, на высокомерных дам в экипажах, а, позднее, в самодовольных нэпманов, и ставших сегодня популярными героев книг Михаила Булгакова, мгновенно передавая все оттенки эмоций этой человеческой трагикомедии.
В иллюстрациях к «Тёмным аллеям» Ивана Бунина проявилось особое мастерство Аркадия, чтобы создать тончайшую поэтическую атмосферу, передать состояние пробуждающейся любви, лёгкие оттенки настроения героев, погруженных в прозрачные тени.
От нас ушёл большой художник, Аркадий Мелик-Саркисян, наш дорогой друг, преданный своему искусству, своим товарищам, бесконечно требовательный и, одновременно, бесконечно добрый и терпеливый к коллегам и сотрудникам, к студентам, к их медленному творческому созреванию и росту.
Вечная память об Аркадии Мелик-Саркисяне, о его человеческой доброте и о его бессмертном искусстве останется в наших сердцах. Ректорат, педагоги, сотрудники, студенты.