Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации (указ Президента РФ от 15.04.2013 №360)
вернуться к новостям
145 лет со дня рождения первого руководителя ВГИКа Владимира Гардина
Опубликовано 18 января 2022 года
Сергей Михайлович Эйзенштейн с коллегами по цеху

145 лет назад, 18 января 1877 года, родился Владимир Ростиславович Благонравов, вошедший в историю отечественного кино и нашего института под фамилией Гардин. В разные годы Гардин успел поработать актером и режиссером театра, актером и режиссером кино, преподавателем фехтования, кинопродюсером, организатором производства, но все же главной его заслугой в масштабах истории кино стала организация первого в мире государственного высшего учебного заведения для кинематографистов. Тогда, в 1919 году, новый ВУЗ получил название Государственной школы кинематографии, сейчас деятели и историки кино всего мира знают его под именем ВГИК.

Еще до революции Гардин проявил незаурядный организаторский талант. В нулевые годы двадцатого века он основал экспериментальный, не подцензурный театр в Териоки (ныне Зеленогорск (Санкт-Петербург), ведущим режиссером которого вскоре стал Всеволод Мейерхольд. В десятые годы, после окончательного перехода в кино, Гардин сначала стал зачинателем «Русской золотой серии» - цикла экранизаций произведений русской литературной классики, а затем организовал собственную студию «Киночайка». После октябрьской революции Гардин активно сотрудничал с Наркомпросом, продолжал заниматься кинорежиссурой и выступил главным энтузиастом открытия профессиональной киношколы.

В первые годы работы будущего ВГИКа Гардин совмещал руководящую деятельность с преподаванием актерского и режиссерского мастерства. Владимир Ростиславович особенно выделял одного студента из первого набора вгиковцев. Его он сначала сделал своим сорежиссером по фильмам «Голод, голод, голод» и «Слесарь и канцлер», порекомендовал Ивану Перестиани на роль командира в агитфильм «В дни борьбы», а главное – пригласил на главную роль в одном из первых советских полнометражных фильмов на современную тему – картину «Серп и молот», которая являлась своеобразным отчетом киношколы о первых годах работы. Фаворитом Гардина был не кто иной, как будущий классик русского и мирового кино – Всеволод Илларионович Пудовкин.

В 30-е годы Владимир Гардин окончательно уходит из кинорежиссуры, сосредотачивается на актерской работе и становится одним из ведущих советских артистов. Творчество Гардина уникально тем, что он оставался востребованным артистом на протяжении почти полувекового периода, в ходе которого язык кино неустанно и динамично менялся. Важно, и даже символично, что основателем ВГИКа стал именно Владимир Ростиславович Гардин, в фигуре которого как будто сочетались традиции русской дореволюционной кинематографии и открытия советского кино.