18 февраля 2022 года во Всероссийском государственном институте кинематографии имени С. А. Герасимова состоялся круглый стол «Кинофантастика: от шедевров прошлого к блокбастерам настоящего.К 50-летию выхода на экраны фильма Андрея Тарковского “Солярис”».
В рамках мероприятия был затронут широкий круг вопросов, связанных с темой фантастики в экранной культуре / экранных искусствах: экранизация научно-фантастических произведений, жанровые направления фантастики на экране, особенности представления фантастики в кино и на телевидении, феномен фантастического в литературе и кино и другие.
С докладами выступили доктора и кандидаты наук из ведущих вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, а также сотрудники Центра кинопросвещения и экранных искусств ВГИК, — всего 16 участников.
Среди докладов вызывают большой интерес работы о советской кинофантастике, обладавшей рядом уникальных жанровых и тематических черт, сочетавших своеобразие притчи, научно-фантастического фильма и фэнтези. Наибольшей актуальностью здесь обладали темы предназначения человечества, осознания границ научного познания и последствий негуманного отношения человека к природе и космосу: доклады доктора культурологии Е. В. Сальниковой (Государственный институт искусствознания, Москва) «Типы ужасного в предперестроечной фантастике: “Сказка странствий” А. Митты и “Письма мертвого человека” К. Лопушанского»; доктора филологических наук Е. Ю. Козьминой (Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург) «Нарративная инверсия в фильме “Отель „У погибшего альпиниста””» режиссера Г. Кроманова (1979)»; кандидата искусствоведения М. Ю. Торопыгиной (Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова, Москва) «Воображая Солярис: изобразительное решение фильмов А.Тарковского (1972) и С.Содерберга (2002)»; доктора искусствоведения В. В. Виноградова (Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова, Москва) «Научная фантастика как политический жанр (на примере фильма «Небо зовет»)» и другие.
Спектр тем, связанных с развитием фантастики в зарубежном кино и на телевидении, был также весьма широк. Доклады, посвященные шедеврам зарубежной фантастики, позволили глубже осветить важные тенденции в истории эволюции жанра и поиске режиссерами актуальных тем и в художественных образов: доктор искусствоведения А. А. Артюх (Санкт-Петербургский Государственный Институт кино и телевидения, Санкт-Петербург) «Образ Лос-Анджелеса в фильмах о “Бегущем по лезвию”»; кандидат филологических наук Е. А. Нестерова (Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Москва) «Что мы потеряли? Размышления фантастов о будущем как поиски человечности»; кандидат философских наук М. Ф. Казючиц (Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова, Москва) «Концепт Чужого Ридли Скотта: проблема ужаса и экзистенция экранного человека» и другие.
Внимание участников и слушателей круглого стола привлекли доклады, посвященные новейшему этапу развития фантастики в кино и на телевидении как в России, так и за рубежом: доктор искусствоведения С. А. Смагина (Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова, Москва) «Космос как претензия (на материале фильмов 2017 г.: «Союз-7», «Время первых» и «Притяжение»)»; кандидат искусствоведения Н. Ю. Спутницкая (Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова, Москва) «Мотив двоемирия в семейной анимации 2021 года: опыт компаний Sony pictures и Disney»; кандидат исторических наук А. В. Тарасова (Российский государственный гуманитарный университет, Москва «Трансформация “обыденного” пространства в пространство фантастическое в южнокорейском сериале “Медсестра-заклинательница” (Netflix, 2020)» и другие.
В рамках круглого стола состоялись дискуссии, на которых более глубоко удалось обсудить наиболее перспективные и злободневные темы, связанные с производством кинофантастики в России и за рубежом, форматными и жанровыми особенностями, перспективами развития фантастики в кино, на телевидении и в новых медиа (стриминг). В завершение круглого стола участники выразили желание продолжить обсуждение важных и актуальных для киноведения и ряда гуманитарных дисциплин вопросов в рамках аналогичных мероприятий.
М. Ф. Казючиц, Ведущий научный сотрудник Центра кинопросвещения и экранных искусств ВГИК, кандидат философских наук.