21 апреля 2022 года исполняется 100 лет со дня рождения Народного артиста СССР Станислава Иосифовича Ростоцкого, классика отечественного кино, режиссера-постановщика фильмов «Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие», «Белый Бим Черное ухо», «Дело было в Пенькове» и др., выпускника, почетного профессора, в течение нескольких лет возглавлявшего ГЭК режиссерского факультета ВГИКа.
В 1936 году, 14-летним мальчишкой, Станислав Ростоцкий попал на кинопробы фильма «Бежин луг» С. М. Эйзенштейна, и спустя два года вновь пришел к Эйзенштейну, который поверил в него и стал его первым учителем; дружба с мастером продолжалась до конца жизни Сергея Михайловича. В феврале 1942 года Станислава Ростоцкого призвали в армию. Он воевал в звании гвардии рядового 6-го гвардейского полка, был тяжело ранен под Дубно, освобождая Западную Украину. С фронта он писал другу, что «пережить большое горе ему как будто кто-то поручил», чтобы сделать что-то значительное в искусстве. В 1944 году С. Ростоцкий поступил в мастерскую Г.М. Козинцева. В 1952 году получил направление на студию Горького, где ему суждено было остаться на всю жизнь.
Первые фильмы Станислава Иосифовича были о деревне. Он, мальчик из интеллигентской семьи, с детства подолгу жил в деревне, любил ее людей, их труд, природу. Его первый фильм «Земля и люди» (1956) – картину злую, боевую, без прикрас иллюстрирующую тогдашнюю бюрократическую систему, управляющую селом – сразу положили на полку. Спас ХХ съезд КПСС, картина вышла в прокат на следующий день после съезда. Настоящую известность Ростоцкому принес фильм «Дело было в Пенькове» (1957): родился новый герой – добрый, честный, горячий, непростой деревенский парень, задира, смутьян и воитель за справедливость. Его сыграл Вячеслав Тихонов, ставший в фильмах Ростоцкого по сути альтер эго режиссера.
«Майские звезды» (1959), «На семи ветрах» (1962), «А зори здесь тихие» (1972) – вклад Ростоцкого в осмысление военной темы. Особое внимание он уделял подвигу женщины на войне, тем самым подчеркивая противоестественность войны: «женщина не должна воевать – ее призвание рожать детей». Эти фильмы, по его выражению, прежде всего – «напоминание о не поддающейся никакому учету ценности каждой человеческой жизни».
Картина «Доживем до понедельника» (1968) стала одной из самых удачных работ режиссера. В центре фильма школа, но школа – скол общества, в котором отражаются многие его пороки. Это был протест против всеобщей стандартизации в воспитании молодежи, извращения истории, опошления литературы, против лжи.
В 1977 году Ростоцкий снял фильм - экранизацию повести Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо», главным героем которого была собака. Фильм обличал жестокосердие, грубость и хамство людей, говорил о драме индивидуальности, которая, попав во враждебные обстоятельства, может не раскрыться.
«Я думаю, - писал Ростоцкий, - что смысл деятельности художника не только в том, чтобы быть в оппозиции и указывать на болячки общества, но и в том, чтобы рождать у людей ощущение идеала, надежды, энергию жизни».
Фильмы Ростоцкого всегда были популярны у зрителей, имели высокий рейтинг в прокате, получали призы самых престижных международных фестивалей, дважды номинировались на премию «Оскар», удостаивались Ленинской и Государственных премий. Они и сегодня не сходят с экранов телевизора, по ним учатся профессии студенты кинофакультетов.
СМИ/ Телеканал Культура