1 апреля 2022 г. во Всероссийском государственном институте кинематографии им. С. А. Герасимова прошла Международная научная-практическая конференция «Творческое наследие Андрея Тарковского. Актуальные аспекты. К 90-летию режиссера». Мероприятие было организовано в рамках программы «Приоритет - 2030».
Со вступительным словом к исследователям и гостям научной встречи обратились и. о. ректора ВГИКа Владимир Сергеевич Малышев, подчеркнувший значение учебы Андрея Тарковского во ВГИКе как базиса дальнейшего творческого развития Мастера. Затем с видеоприветствием к участникам конференции обратился сын Андрея Арсеньевича – Андрей Андреевич Тарковский. В своём выступлении Андрей Андреевич подчеркнул гуманистический аспект творчества своего великого отца: «Искусство не способно изменить мир, но оно способно вселить надежду. Это то, на что надеялся отец, создавая свои картины. Сегодня это чрезвычайно важно для нас. Важно, чтобы молодые люди, молодое поколение смотрело его кино. Потому что его фильмы способны размягчить нашу душу. Показать нам истинную гармонию мира».
Особое место в работе конференции занимали выступления почётных гостей – мастеров ВГИКа, лично знавших Тарковского и сохранивших о режиссёре теплые воспоминания. Своими рассказами о режиссере и своём взгляде на его творчество поделились Вадим Юсупович Абдрашитов и Юлий Андреевич Файт.
На заседаниях конференции было заслушано 14 докладов. Сессионную часть конференции открыл киновед Дмитрий Салынский с докладом «Андрей Тарковский – практик и теоретик кино». Совместный доклад Нины Спутницкой и Максима Казючица «"Антарктида, далекая страна": проект Андрея Тарковского» затронул неиследованный аспект раннего творчества режиссера – его нереализованный сценарий. Осмыслению человеческой природы, мировосприятия и нравственных ценностей в экранных образах Тарковского были посвящены доклады Ольги Клейменовой и Романа Перельштейна. Светлана Слапке (Берлин) с докладом «Влияние творчества Тарковского на турецкое кино» и Нина Кочеляева с докладом «Влияние Андрея Тарковского на современное авторское кино Индии» подчеркнули, что творчество русского режиссера носит общечеловеческий характер и до сих пор является источником вдохновения для кинематографистов всего мира. Неожиданный ракурс прочтения творчества Тарковского возник при сравнительном анализе киноязыка его картин с работами других творцов в докладах Марины Торопыгиной «Спор Тарковского с Кубриком: к вопросу об отношениях классики и авангарда в кино и живописи», Андрея Апостолова «"Застава Ильича" и поэтика фильмов Андрея Тарковского. Неожиданные сближения», Олега Шухера «Принцип квеста в классических сюжетах: от Данте до Тарковского». О феномене западного восприятия картин режиссера говорил Сергей Каптерев в сообщении «Международное признание Андрея Тарковского — коммерция и "культ". Исключение из правил?» Наряду с авторитетными учеными в конференции приняли участие и начинающие исследователи: Валерий Акимов с докладом «"Андрей Рублев": творчество как область духовного опыта и преображения» и Софья Фролова с докладом «Образ странника в фильме Андрея Тарковского "Сталкер"».
Конференция прошла в обстановке неподдельного интереса к жизни и фильмам Тарковского и подтвердила, что его творчество продолжает оказывать плодотворное воздействие на гуманитарную науку и мировую культуру в целом.
#Приоритет2030
СМИ /Телеканал Культура/ Юбилейные мероприятия к 90-летию Андрея Тарковского проходят во ВГИКе