Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации (указ Президента РФ от 15.04.2013 №360)
вернуться к новостям
Мастер-класс на тему «Зачем нужен оператор в кино?»
Опубликовано 31 мая 2022 года
Сергей Михайлович Эйзенштейн с коллегами по цеху

30 мая в рамках Всероссийской декады выпускников ВУЗов искусства, во ВГИКе состоялся мастер-класс на тему «Зачем нужен оператор в кино?». 

Его провёл заслуженный деятель искусств РФ, заведующий кафедрой кинооператорского мастерства профессор М.Л. Агранович. Встреча с выдающимся мастером носила, в том числе, и образовательный характер: для тех, кто несведущ в специфике профессии, Михаил Леонидович описал основополагающие принципы работы оператора на площадке, оценил роль «человека с киноаппаратом» на всех этапах подготовки фильма, а также поделился собственным опытом взаимодействия с режиссерами во время съемочного процесса.

Михаил Леонидович продемонстрировал сцены из ряда своих операторских работ - в том числе, «Крейцерова соната», «Плащ Казановы» и «Покаяние» - и на их примерах рассказал о ключевых аспектах работы оператора. Как наиболее важный инструмент работы с кадром М.Л. Агранович выделил свет и предметно проиллюстрировал эффект «американской ночи» - съёмки ночной сцены солнечным днём. В работе с цветом Михаил Леонидович отметил важность тесного взаимодействие оператора с художником-постановщиком, а в работе с актёрами важность построить доверительные отношения: «но с этим нужно быть осторожнее, я так пару раз женился» - пошутил он.

В ходе встречи Михаил Леонидович, обращаясь к работам Вадима Юсова и Сергея Урусевского, проиллюстрировал виртуозное обращение с движением камеры и оптикой. В завершение встречи именитый оператор ответил на вопросы аудитории и высказался на тему противопоставления пленки и цифры в современном кино: «Если сейчас мне дадут выбор между пленкой и цифрой, я выберу цифру, потому что возможностей намного больше».

В рамках Всероссийской декады во ВГИКе состоялся еще один мастер-класс, посвящённый работе над фильмом «Ку! Кин-дза-дза». Мастер - профессор Татьяна Никитична Ильина представила студентам кадры мультипликационного фильма, а также уникальные фрагменты, так и не вышедшие на большой экран. Она рассказала об истории создания легендарного мультфильма Георгия Данелии, заострив внимание на интересных и трогательных моментах, связанных непосредственно с выдающимся кинематографистом. Память о неиссякаемой творческой энергии Георгия Данелии и о его  профессиональном, но бесконечно человеческом отношении к своему делу будет жить вместе с его фильмами, а значит - она будет вечна. 

Затем режиссёр и член Союза кинематографистов Т.Н. Ильина рассказала начинающим специалистам об особенностях кинопроизводства. На встрече отдельное внимание уделили специфике профессии режиссёра мультимедиа. Действительно, режиссура мультимедиа - это уникальное направление, уходящее корнями к наскальной живописи, в рамках которого рождается беспрецедентная свобода сочетания различных видов и жанров кинематографа. Однако наличие обширного выбора средств художественной выразительности не облегчает задачу режиссёра, а, напротив, усложняет ее. Именно благодаря грамотному соединению элементов художественного кино и анимации рождается кинозрелище. Так, нельзя переоценить значимость этой совершенно самобытной и особенной профессии, ведь «аниматоры всегда на связи с космосом». 

Помимо вышесказанного, мультипликатор и сценарист Т.Н. Ильина отметила, что самое главное в режиссере мультимедиа - это умение меняться, осваивать новое, адаптироваться под непрестанно развивающийся мир кинематографа. Ведь именно эти художники и создают целые новые миры, даря волшебство и детям, и взрослым.

Фотограф: Соня Вербицкая / студентка 2 курса операторского факультета мастерская Ю.А. Невского/