«Доходное место» - Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК)
15 мая 2022 ● Анна Малкова
В рамках XIII Всероссийского молодежного фестиваля «Будущее театральной России» Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК) представил музыкальный спектакль «Доходное место» по пьесе А. Островского. Художественный руководитель курса – Игорь Ясулович, режиссер – Татьяна Бондаренко.
Хотя пьеса была написана в 1856 году, актуальность ее не утрачена. Название пьесы раскрывает проблематику, заложенную в произведении. Мы и сейчас ассоциируем «доходное место» с хорошей должностью либо же с бизнесом, который приносит неплохую прибыль своему владельцу. В произведении подняты социальные темы: неблагожелательное отношение чиновников к «простым людям», невозможность достойно зарабатывать честным трудом, коррупция, неравный брак. И, традиционно для драматургии, проблематика полярно обострена.
С одной стороны, мы видим Жадова – племянника богатого дядюшки, но не пользующегося его протекцией. Будучи человеком, хорошо образованным, Жадов пытается заработать на своих знаниях, но без поддержки чиновников вынужден вести нищую жизнь. Его антипод – Белогубов – при посредственных умственных способностях, но с поддержкой начальства, живет в достатке. Позиция Белогубова поощряется обществом, в то время как добродетели Жадова беспощадно подавляются.
Сломается ли Жадов? Что может сломить человека? Любовь. Мы можем отказать себе в чем-то, но нам трудно видеть страдания любимых людей. Ради жены Жадов готов пойти на сделку с совестью. Искренние чувства Жадова к супруге противопоставляются взаимоотношениям его богатого дядюшки с молодой женой. Как нередко случалось в прошлом, женщины вступали в неравный брак, заключая себя в золотую клетку.
В постановке Татьяны Бондаренко упор сделан на вокал, и, как выяснилось, музыкальная часть произведения имеет собственную интересную историю. Здесь ссылаюсь на источник, как того требуют правила: http://www.victorfridman.ru/blog/7-teatralnyj-milyaev.html. Согласно блогу композитора В. Фридмана, Людмила Иванова с детства мечтала сыграть роль Кукушкиной из «Доходного места», и для творческого вечера написала диалоги в стихах. Причем, ей удалось сохранить лексику А. Н. Островского. Затем родилась музыка на стихи (композитор Виктор Фридман), и Валерий Миляев дополнил композицию. Так был создан музыкальный вариант спектакля, который впервые был представлен авторами в далеком 1984 г.
Хочется отметить концепцию постановки. Вопреки моим ожиданиям, на сцене не оказалось массивных и роскошных декораций. Не увидела я и красочного освещения. Действие происходило на затемненной сцене, все партии исполнялись актерами вживую, и прием точечного освещения актера, исполняющего партию, я нахожу волшебным. Это воспринималось так, как будто в моменте присутствует только он – герой произведения. В качестве музыкального сопровождения использованы фортепиано и аккордеон, их присутствие на сцене кажется органичным за счет естественного взаимодействия актеров с музыкантами.
Невозможно не отметить палитру костюмов. В модные тенденции второй половины XIX века гармонично вписаны элементы современных стилей одежды. И элементы одежды использованы режиссером как символизм. Например, в одной из сцен Вышневская – молодая жена богатого господина в годах – появляется в кринолине поверх платья – символе золотой клетки. И в финале героиня его сбрасывает с себя – освобождается; также объем женской шляпки как показатель статуса в обществе. Над созданием «модной коллекции» трудились студенты IV курса факультета сценографии ГИТИСа.
Очень понравилось, как преподнесли сцену смерти Вышневского. Как я уже упоминала, постановка не подразумевала яркого освещения на сцене. Для символизма смерти был использован софит: между зрительских рядов образовалось что-то вроде луча солнца, и герой «ушел на свет» – лаконично, понятно, без лишней драматичности.
Взаимодействие актеров со зрителями уже стало традицией. Я приветствую эту традицию. В постановке Татьяны Бондаренко актеры взаимодействовали со зрителями, и также пространство зрительного зала было использовано для действия.
Думаю, музыкальные спектакли все же пока редкость, и «Доходное место» по версии ВГИК –уникально. По замыслу А.Н. Островского это – комедия, по моим ощущениям – все же трагедия с элементами юмора (именно постановка режиссера Т. Бондаренко). Впрочем, каждый может определить для себя самостоятельно.
Источник