Утром 1 августа 2022 года в 10.00 по Московскому времени состоялся мастер-класс режиссёра из Исламской Республики Иран Хамеда Катеби. Г-н Катеби рассказал об истории возникновения Иранской анимации на примере одушевления нарисованного козлика на древней керамической чаше, найденной при раскопках на территории Древней Персии. Но привычная нам рисованная анимация возникла в Иране в 50-е годы ХХ - годы 20-го столетия по инициативе иранских художников, вернувшихся ан родину после работы на студии Уолта Диснея.
Объёмно-кукольная анимация появилась в Иране в 70-е годы под влиянием чехословацкой и бельгийской школ, куда несколько иранских художников были отправлены на стажировку. В конце 80-х годов пришло время компьютерной 3-D анимации, которая в настоящее время всё больше становится универсальным языком сериалов и прочей индустриальной анимации. По каждому виду анимации г-н Катеби показал классические Иранские картины и свои собственные современные фильмы.
Вторым важным событием дня был круглый стол под названием «Язык анимации как инструмент воспитания молодёжи». В выступлениях педагогов и студентов стран участников Международной Летний киношколы прозвучали важные слова о задачах искусства анимации в нынешнем состоянии бурного роста цифровых инструментов, новых возможностей использования всех граней искусственного интеллекта и важнейшие установки об ответственности режиссёра за результаты свободного творчества и сильнейшего воздействия на сознание зрителей.
Украшением круглого стола стало подключение on-line из Ярославля и выступление знаменитого режиссёра-аниматора, лауреата премии «Оскар», Александра Константиновича Петрова, представившего фрагмент его незаконченного фильма «Алые Паруса». (Приостановленный проект из-за начала работы над полнометражным анимационным фильмом «Александр Невский).
А.К. Петров показал покадрово процесс работы над сценой, сделанной импровизационно. Он объяснил значение разных, иногда полуабстрактных, движущихся живописных фактур. Александр Константинович Петров пожелал успехов 12-й Летней Киношколе во ВГИКе и творческих открытий всем её участникам.
Новый гость Киношколы, Михаил Брониславович Тумеля, который помогает А.К. Петрову создавать анимацию а каждом фильме, сделал очень важное дополнение к процессу «ожившая» живопись. Михаил Тумеля, сам великолепный режиссёр-аниматор, продемонстрировал подготовительный (черновой) анимационный ролик из фильма А. Петрова «Моя Любовь», где наглядно видны заготовки анимационных фрагментов, по которым Александр собственноручно создавал живописную атмосферу в каждом кадре.
Это было очень актуально, поскольку студенты Летней Киношколы как раз в эти дни завершают свои короткие ролики в подобной же технике. Михаил Тумеля, частый участник большинства наших Киношкол, пожелал участникам стойкости и уверенности в том, что они смогут довести начатые проекты до удачного завершения.
В своих выступлениях руководители мастерских Пекинской Кинокадемии и мастерских ВГИКа коснулись философских сторон обучения анимационному мастерству, свободному выражению творческих идей и постижению самих процессов рождения анимационного образа, как воплощения духовного роста будущих профессионалов анимационного искусства.