115 лет назад, 13 августа 1907 года, родилась Народная артистка СССР, Кавалер двух орденов Ленина Тамара Федоровна Макарова – легендарная актриса советского кино, чье имя занимает особое место в истории нашего университета.
Еще будучи совсем юной девушкой, петербурженка Тома Макарова активно заинтересовалась театром и даже организовала с друзьями собственную любительскую труппу. В 1924 году Макарова поступила в актерскую мастерскую к театральному экспериментатору Николаю Фореггеру.
В большое кино Тамара Федоровна попала благодаря другим ленинградским авангардистам – Григорию Козинцеву и Леониду Траубергу – создателям Фабрики эксцентрического актера. На съемках фильма «Новый Вавилон» (1929) Макарова исполнила роль танцовщицы канкана и впервые встретилась на съемочной площадке с Сергеем Аполлинариевичем Герасимовым, главным режиссером и человеком в ее жизни.
В начале 30-х Макарова продолжала кинокарьеру, снималась у Пырьева и Пудовкина, но настоящий успех пришел к ней после ролей в фильмах Герасимова второй половины 30-х: «Семеро смелых» (1936), «Комсомольск» (1938), «Учитель» (1939). В этих фильмах раскрылось ее редкое умение сочетать комсомольский задор с нежной женственностью.
В 40-50-е годы Макарова – одна из самых любимых и признанных советских актрис. Тогда же она вместе с Герасимовым начинает педагогическую деятельность во ВГИКе. Первый выпуск мастерской Герасимова-Макаровой стал по-настоящему революционным, с него в каком-то смысле можно начинать отсчет истории современного ВГИКа. Речь о знаменитом «молодогвардейском» курсе, не только подарившем нашему кино больше десятка значимых имен, но и подтвердившем эффективность принципа совместной актерско-режиссерской мастерской, внедренного Герасимовым и Макаровой.
В 60-70-е годы Макарова снимается изредка и исключительно в фильмах мужа. В эти годы она почти без остатка посвящает себя преподаванию. Хотя то, чем занимались со студентами Герасимов и Макарова, скорее стоит называть воспитанием. Занятия в мастерской никогда не ограничивались передачей профессиональных навыков, не менее важной их составляющей было желание мастеров привить подопечным поведенческие и нравственные нормы образованных и культурных людей. В этом смысле Тамара Федоровна Макарова всегда была эталоном для своих студентов. Ученикам Макаровой и Герасимова поистине нет числа, это несколько поколений отечественных кинематографистов, среди которых Инна Макарова, Сергей Бондарчук, Людмила Гурченко, Николай Губенко, Сергей Никоненко, Жанна Болотова, Кира Муратова, Зинаида Кириенко, Татьяна Лиознова и многие другие.
Вклад Тамары Федоровны Макаровой в историю нашего университета невозможно переоценить, ее имя навсегда в памяти сотрудников и студентов ВГИКа.