Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации (указ Президента РФ от 15.04.2013 №360)
вернуться к новостям
80 лет со дня рождения выпускницы ВГИКа Динары Асановой
Опубликовано 24 октября 2022 года
Сергей Михайлович Эйзенштейн с коллегами по цеху

80 лет назад, 24 октября 1942 года, в городе Фрунзе (ныне Бишкек) родилась Динара Кулдашевна Асанова – выдающийся кинорежиссёр, актриса, сценарист, Заслуженный деятель искусств РСФСР, выпускница ВГИКа.

Отец Динары Асановой погиб на фронте в 1942 году, вскоре после рождения дочери. Мама надеялась, что дочь вслед за ней возьмётся за работу на ткацкой фабрике или пойдёт учиться на педагога. Но совсем юная Асанова обескуражила родных, убеждённо заявив, что «будет делать кино». В этот момент она даже точно не знала, какой профессией нужно для этого овладеть, но твёрдо верила в своё предназначение.

К поступлению во ВГИК Динара готовилась не за учебными пособиями, а работая на киностудии «Киргизфильм». На студию она пришла сама и была готова на любую должность. Сначала Динара была кем-то вроде разнорабочего, всегда готового взяться за любую задачу, и в основном помогала цеху реквизиторов, но вскоре, освоившись, Асанова стала сниматься как актриса и работать ассистентом режиссёра. Оценив работоспособность и уникальную преданность Асановой кинематографу, руководство «Киргизфильма» ходатайствовало за ее поступление во ВГИК на режиссуру игрового кино.

Во ВГИКе Асанова оказалась в мастерской Михаила Ильича Ромма, где училась вместе с Сергеем Соловьевым, Барасом Халзановым, Виктором Титовым, который стал ее ближайшим товарищем в группе, а впоследствии и коллегой по «Ленфильму». Много лет спустя, уже после смерти Асановой, Титов посвятит ей фильм-реквием «Динара». Ромм не довёл этот курс до конца, выпускал его Александр Столпер. Тем не менее, Асанова именно Ромма считала своим учителем и всегда признавала его решающее влияние на свое восприятие кинематографа. По крайней мере, интерес к сочетанию игрового с документальным, готовность работать с непрофессиональными актёрами и отношение к фильму как к гражданскому поступку - к этому Асанова пришла не без помощи Ромма.

Однокурсники очень любили Асанову и называли исключительно Дика или Дикочка. За время учебы в Москве Динара обзавелась многочисленными знакомствами в художественной среде, особенно сблизилась она с поэтами Булатом Окуджавой и Беллой Ахмадуллиной, которые позже снялись в ее фильме «Ключ без права передачи».

Однако режиссерская карьера Асановой, начиная с ее дипломного фильма «Рудольфио», где в главной роли снялся Юрий Визбор, прошла в Ленинграде. Там, на киностудии «Ленфильм», она сняла все свои картины, среди которых «Не болит голова у дятла», «Пацаны», «Ключ без права передачи», «Милый, дорогой, любимый, единственный…» и т.д.

Имя Динары Асановой занимает совершенно особое место в истории отечественного кинематографа и нашего университета. Она не просто выдающийся постановщик замечательных картин, ее фильмы влияли и продолжают влиять на российский кинопроцесс. Внешне бесхитростные, они всегда отличались поразительным уровнем искренности и достоверности, предельным эмоциональным накалом. Если бы не Динара Асанова в кино и во ВГИК, скорее всего, не попали бы такие замечательные актрисы, как Ольга Машная, Елена Цыплакова, Марина Левтова и многие другие.

Для нас большая гордость вспомнить в этот день о том, что во ВГИКе училась Динара Кулдашевна Асанова.

Асанова9.png