16 февраля 2023 года исполнилось 130 лет выдающемуся, всемирно известному кинорежиссёру и теоретику кино, актёру, сценаристу и художнику, одному из первых студентов-вгиковцев, а позже - преподавателю ВГИКа Всеволоду Илларионовичу Пудовкину.
Мы приводим актуальные и сегодня высказывания В.И. Пудовкина из его книги 1926 года "Кинорежиссер и киноматериал":
Для кинорежиссера каждый кадр законченного фильма служит той же цели, что слово для поэта. Режиссер стоит перед отдельными кадрами сомневаясь, выбирая, отбрасывая и вновь подбирая куски пленки. Только путем осмысления художеств одного построения на этой стадии постепенно складываются монтажные фразы, сцены и эпизоды, из которых шаг за шагом возникает законченное произведение — фильм...
Выражение фильм «снимается», как совершенно неверное, следовало бы исключить из обихода. Фильм не снимают, а строят. Строят из отдельных кусков пленки, служащих для него строительным материалом. Если писателю понадобится какое-нибудь слово, например б у к, — то взятое в отдельности оно является лишь каркасом смысла, так сказать, понятием, лишенным сущности и не конкретным. Только в сочетании с другими словами, поставленными в определенном сложном порядке, искусство наделяет его жизнью и реальностью. Я открываю наудачу лежащую передо мной книгу и читаю: «...нежная зелень молодого бука». Это, конечно, не очень выдающаяся проза, но как пример она со всей полнотой и ясностью показывает разницу между отдельным словом и словесным понятием и становится частью определенной литературной формы. Мертвое слово ожило при помощи искусства...
Каждый объект нужно при помощи монтажа показать на экране так, чтобы он обладал не фотографической, а обязательно кинематографической сущностью...
Кинематографическим аппаратом, передвигаемым волею режиссера, создается в результате, после склейки снятых кусков (монтажа), новое кинематографическое время — это не есть то реальное время, которое требовалось в действительности явлению, протекавшему перед аппаратом; это новое экранное время обусловлено только скоростью наблюдения, только количеством и длительностью отдельных элементов, выбранных для экранной передачи снимавшегося процесса. Всякое явление протекает не только во времени, но и в пространстве. Время на экране оказалось отличным от реального, оно оказалось связанным только с длиной отдельных кусков снятой пленки, комбинируемых режиссером. Подобно времени, экранное пространство связано с основным приемом работы кинематографиста — с монтажом. Склеивая куски, кинематографист творит, создает свое, новое экранное пространство. Отдельные элементы, снятые им на пленку, быть может, в разных мостах реального, действительного пространства, он соединяет, сбивает в пространство экранное. В силу уже отмеченной нами возможности уничтожения промежуточных моментов, действительной для всей кинематографической работы, оно оказывается слитым из выхваченных съемочным аппаратом элементов реальности...
...Создаваемые кинематографистом экранные время и пространство целиком ему подчиняются. Основной прием кинематографического изложения — построение целостной картины из отдельных кусков, элементов, при котором можно отбрасывать все лишнее, оставляя только самое острое и значительное, — кроет в себе исключительные возможности. Известно каждому, что чем ближе мы подойдем к тому, на что мы смотрим, чем меньше материала одновременно попадает в поле нашего зрения, чем ближе придвигаем мы испытующий взгляд, тем больше деталей мы отмечаем и тем разрывнее становится наше наблюдение...
...Фабрика кинолент обладает всеми свойствами, присущими индустриальному производству. Руководящий инженер не сможет сделать ничего без мастеров и рабочих. И их совместные усилия не приведут к хорошему результату, если каждый работник ограничится лишь механическим исполнением своей узкой функции. Коллективизм — это то, что делает каждую, даже самую незначительную часть работы живой и органически связанной с общей задачей. Кинематографическая работа такова, что чем меньшее количество людей принимает в ней непосредственное органическое участие, чем разрозненнее их работа, тем хуже получится окончательный продукт производства – кинокартина.