Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации (указ Президента РФ от 15.04.2013 №360)
вернуться к новостям
Круглый стол «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна. Фильм в контексте искусства, политики, исторического знания. К 85-летию выхода на экран»
Опубликовано 11 апреля 2023 года
Сергей Михайлович Эйзенштейн с коллегами по цеху

5 апреля во ВГИКе прошел круглый стол ««Александр Невский» Сергея Эйзенштейна. Фильм в контексте искусства, политики, исторического знания. К 85-летию выхода на экран», организованный Научно-исследовательским центром кинообразования и экранных искусств ВГИК.

«Александр Невский» стал знаковым явлением в отечественной культуре. Шедевр Сергея Михайловича Эйзенштейна стал лидером советского проката 1938 г. В фильме нашли свое отражение многие значимые аспекты отечественной и мировой истории, а также геополитической ситуации накануне Второй мировой войны.

Указанные выше аспекты эстетической и историко-политической идентификации «Александра Невского» и стали предметом выступлений участников круглого стола. В докладе «История создания и прокатная судьба фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский»» Марины Косиновой (кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник НИЦКиЭИ ВГИК) наряду с подробным исследованием процесса производства киноленты были рассмотрены вопросы, связанные с оценкой кинокартины как источника ценностных содержаний довоенного СССР. В докладе Евгения Марголита (кандидат искусствоведения, главный искусствовед Госфильмофонда РФ) был исследован фольклорный пласт фильма, функции смеховой культуры и народного творчества. Трансформациям религиозной образности в фильмах «Александр Невский» и «Иван Грозный» был посвящен доклад Виктора Белякова (кандидат искусствоведения, доцент Сергиево-Посадского филиала ВГИКа).

Анализу культурных влияний фильма «Александр Невский» на отечественный и зарубежный кинематограф были посвящены доклады историков кино Юлии Михеевой (доктор искусствоведения, профессор кафедры звукорежиссуры ВГИК) «Музыка Сергея Прокофьева к «Александру Невскому» как звуко-пластический образ и элемент интертекста в фильме «Евангелие от Матфея» Пьера Паоло Пазолини»; Нины Спутницкой (кандидат искусствоведения, доцент, ведущий научный сотрудник НИЦКиЭИ ВГИК) «Александр Невский» и советское кинофэнтэзи: история сотрудничества С. Эйзенштейна и А. Птушко в 1938–1941 гг.» и Сергея Каптерева   (PhD, ведущий научный сотрудник НИЦКиЭИ ВГИК) «Александр Невский» и «Крестовые походы» Сесила Б. ДеМилля. Возможности сравнения». Анализ современных подходов зарубежного киноведения к изучению фильма и наследия Эйзенштейна в целом был представлен в докладе Максима Казючица (кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник НИЦКиЭИ ВГИК) ««Александр Невский» Сергея Эйзенштейна: о некоторых тенденциях в зарубежных исследованиях». Кроме известных историков кино, представлявших ВГИК и Госфильмофонд РФ, в числе выступающих был молодой исследователь, студент-киновед из ВГИКа Фёдор Шеремет. Его доклад на тему «Александр Невский» в контексте советских довоенных кинобиографий» вызвал особый интерес участников круглого стола .

В ходе дискуссии по темам докладов были затронуты многие вопросы, связанные не только с фильмом «Александр Невский», но и с творчеством Сергея Эйзенштейна в целом в историко-культурном контексте советского и мирового кино.