26 апреля в зале Кинограф состоялось открытие выставки Арсения Клопотовского "Путешествие в сказку".
Выставка «Путешествие в сказку» посвящена творчеству заслуженного художника России А.П. Клопотовского. На ней представлены эскизы к фильмам-сказкам «Морозко», «Королевство кривых зеркал», «Варвара-краса – длинная коса» и другие работы. А.П. Клопотовский был выпускником ВГИКа. Знакомство со ВГИКом состоялось в военные годы, когда институт был эвакуирован в г. Алма-Ата. Однако учеба на художественном факультете началась только после войны, в 1946г.Именно в институте А.П. Клопотовский впервые встретился с главной темой своего творчества- темой русской сказки. Для одной из курсовых работ он выбрал «Садко». К этому произведению художник будет возвращаться еще не раз на протяжении всей жизни.
После окончания института А.П. Клопотовский проработал более 40 лет в кино в качестве художника-постановщика, одновременно занимаясь станковой живописью и книжной графикой. Еще одной сферой деятельности для художника стало преподавание во ВГИКе- на художественном и операторском факультетах.
Кинотворчество далеко не сразу дало А.П. Клопотовскому возможность заниматься люби- мой темой: приходилось работать над фильмами, повествующими об успехах социалистического строительства, о буднях Советской страны и ее революционном прошлом.(«Случай в тайге», «За власть Советов», «Женщины»). Интересной вехой для художника стал фильм «Циолковский»: космическая тема воспринималась в 50-е годы, как настоящая фантастика. А от фантастики до сказки всего один шаг. Жизнь как будто подготавливала мастера к встрече с любимой темой. Эта встреча произошла на фильме «Новые похождения Кота в сапогах» режиссер А.А. Роу. Все творчество этого режиссера посвящено сказке.
Его деятельность началась еще до войны. В 50-е годы, в период «мало- картинья» особая тематика работ режиссера была уникальна. Тем более, удивительной и в то же время логичной кажется встреча двух сказочников- режиссера и художника. Большой творческий путь на протяжении почти двух десятилетий они прошли вместе. За это время были сделаны такие фильмы, как «Новые похождения Кота в сапогах», «Марья-искусница», «Королевство кривых зеркал», « Морозко», «Огонь, вода и медные трубы», «Варвара-краса-длинная коса», «Олень-золотые рога». Декорации А.П. Клопотовского создавали на экране уникальную атмосферу волшебного мира. Очень важным для мастера был дух русской сказки и традиции народной культуры, которые воплощались в интерьерах царских дворцов и в декоре крестьянских изб, сценах жизни подводного царства и владениях Чудо-Юдо. В содружестве с режиссером и другими членами творческой группы художник сумел добиться удивительного стилистического единства всех визуальных компонентов : декораций, костюмов, грима, операторской работы и т.д. Это ощущается и в цветовом решении фильмов ,и в композиции кадра. Часто А.А. Роу еще до съемки просил сделать раскадровку, поэтому каждый кадр был продуман художником. Иногда в сложных случаях(например, в сценах волшебства)использовались комбинированные кадры, где вместо декорации могла быть дорисовка, изображающая сказочный пейзаж. Дорисовки А.П. Клопотовского удивляли реалистичностью фантастического мира. Они могут считаться прообразом современных компьютерных кадров. Нередко сказочные мотивы из фильмов перерастали в сюжеты для станковых полотен.
Фильмы А.А. Роу отличаются почти детской наивностью, нравственной чистотой и мягким юмором. Конечно, сегодня мы избалованы компьютерными спецэффектами и насыщенным действием фильмов-фэнтэзи. Но советские киносказки дети с удовольствием смотрят до сих пор, ведь они несут душевную теплоту и доброту, которой так не хватает современному кино.