В программу вошли все его картины – от сатиры с дебютом Андрея Мягкова, которая будет показана в день рождения актера, и абсурдистской комедии про похождения Кости Иночкина до сильнейшей военной драмы о Великой Отечественной войне глазами ребенка и экранизации Валентина Распутина, снятой режиссером вместо его погибшей жены Ларисы Шепитько.
Элем Климов никогда не шел на уступки чиновникам Госкино, сталкивался с запретами и вообще был «неудобным» режиссером. Отчасти из-за этого его фильмография настолько невелика, однако именно поэтому все его картины создавались без внутренних компромиссов и по сей день производят настолько сильное впечатление, будь то смех или слезы.
Все фильмы демонстрируются с пленки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России. Программа подготовлена при поддержке Киноконцерна «Мосфильм» и Всероссийского государственного университета кинематографии им. С. А. Герасимова.
5 июля
- Жиних, 8 мин., СССР, 1960, 0+
Контрольная по математике. Чтобы уберечь возлюбленную пионерку от двойки, юный «жиних» выменивает правильное решение задачи на самое дорогое, что у него есть, — компас. Первая игровая короткометражка режиссера под музыку Сергея Прокофьева.
- Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен, 71 мин., СССР, 1964, 0+
Режиссер: Элем Климов
В ролях: Виктор Косых, Евгений Евстигнеев, Арина Алейникова, Илья Рутберг
История про то, как Костю Иночкина исключил из пионерлагеря формалист и перестраховщик товарищ Дынин (гомерически смешной Евгений Евстигнеев) и что из этого вышло. Блестящая абсурдистская комедия стала дебютной работой Климова в полном метре. Многие усмотрели в Дынине пародию на Никиту Хрущеву, и фильм сразу лег на полку. Однако сам Хрущев посмотрел комедию у себя на даче, остался доволен и в результате снял запрет на прокат.
6 июля
- Спорт, спорт, спорт, 85 мин., СССР, 1970, 0+
Режиссер: Элем Климов
Эту оду спорту, где сочетаются кадры из кинохроники и постановочные сцены, режиссер снял по сценарию брата Германа Климова. На экране появляются Никита Михалков и жена Климова Лариса Шепитько, звучат стихи Беллы Ахмадулиной и музыка Альфреда Шнитке, используются пантомима и балет – в общем, такое спортивное кино можно увидеть нечасто.
7 июля
- И все-таки я верю..., 127 мин., СССР, 1974, 0+
Режиссер: Михаил Ромм, Марлен Хуциев, Элем Климов, Герман Лавров
Последний фильм Михаила Ромма должен был охватывать историю XX века и называться «Мир сегодня». Как и в картине «Обыкновенный фашизм», он использовал уникальную хронику – от маоистского Китая до жизни молодежи на Западе – со своими комментариями. Увы, режиссер не успел закончить эту работу: комментарий Ромма прерывается на кадрах с разрушенными Хиросимой и Нагасаки. После его смерти над фильмом работали Элем Климов и Марлен Хуциев. Вторая часть картины посвящена современному на момент ее создания миру - кроме хроникальных сцен, там используются интервью со школьниками и молодежью СССР и Европы.
8 июля
- Похождения зубного врача, 82 мин., СССР, 1965, 0+
Режиссер: Элем Климов
В ролях: Андрей Мягков, Вера Васильева, Алиса Фрейндлих, Пантелеймон Крымов, Андрей Петров, Евгений Перов, Ольга Гобзева, Игорь Кваша
Зубной врач Сергей Чесноков, приехавший по распределению в маленький городок, обнаруживает у себя удивительный талант вырывать зубы без боли. Вот только зависть и интриги коллег приводит к тому, что Чесноков лишается своей уникальной способности. Дебют Андрея Мягкова в кино и замечательная сатирическая трагикомедия с музыкой Альфреда Шнитке и Алисой Фрейндлих, поющей под гитару песни Новеллы Матвеевой и Юлия Кима. Сразу после начала проката фильм вызвал недовольство у цензуры из-за «очернения советской действительности» и после непродолжительного проката угодил на полку, вновь выйдя на экраны лишь в 1987 году.
09 июля
Агония, 152 мин., СССР, 1981, 12+
Режиссер: Элем Климов
В ролях: Алексей Петренко, Анатолий Ромашин, Велта Лине, Алиса Фрейндлих, Александр Романцов, Юрий Катин-Ярцев, Леонид Броневой, Павел Панков, Михаил Светин
Россия 1916 года, время Первой мировой войны и краха самодержавия. «Святой старец», интриган и шарлатан Григорий Распутин приобрел неограниченную власть над царем Николаем II, который вместо управления страной постреливает по воронам и увлекается фотографией. Патриотически настроенные заговорщики решаются на убийство царского фаворита. Бенефис грандиозного Евгения Петренко, чередования цветной и черно-белой съемки и китчевость сцен, словно позаимствованных из фильмов Кена Расселла, складываются в неровное, но при этом по-настоящему большое кино.
10 июля
- Прощание, 128 мин., СССР, 1981, 12+
Режиссер: Элем Климов, Лариса Шепитько
В ролях: Стефания Станюта, Лев Дуров, Алексей Петренко, Леонид Крюков, Юрий Катин-Ярцев, Майя Булгакова
Село Матёра, которое находится на острове на Ангаре, вот-вот затопят. Жители давно предупреждены о вынужденном переезде, но для стариков это настоящий удар. Старый мир рушится, вон и кресты с могил начали спиливать. Руководит переездом проживший в селе большую часть жизни Павел Пинигин. Его мать, старуха Дарья, просит перевезти с кладбища могилы родителей, но тут приходят дожди и сроки затопления сокращаются – заботиться о мертвых просто нет времени. Фильм по повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» должна была снимать Лариса Шепитько, но после ее трагической гибели остался только сценарий и одна сцена с вековым деревом – все остальная работа была проделана Элемом Климовым.
11 июля
- Иди и смотри, 136 мин., СССР, 1985, 12+
Режиссер: Элем Климов
В ролях: Алексей Кравченко, Ольга Миронова, Любомирас Лауцявичус, Владас Багдонас, Юри Лумисте
Белоруссия, 1943 год. Деревенский подросток Флора уходит в партизанский отряд, а затем попадает в деревню во время карательной операции айнзацкоманды. Последняя работа Климова по мотивам произведений Алеся Адамовича, запуск которой начался еще в 1977 году, но затянулся из-за сопротивления чиновников Госкино. Один из самых сильных и страшных фильмов о войне глазами ребенка. Исполнителя главной роли, дебютанта Алексея Кравченко посадили на жесткую диету, а для съемок некоторых сцен вводили в состояние транса, чтобы уберечь психику ребенка. Для работы в этом фильме Климов предпочитал выбирать непрофессионалов – например, сожженного заживо старосту деревни сыграл настоящий местный житель, в войну находившийся там, где проходили съемки. Главный приз ММКФ в 85-м и премия за лучший отреставрированный фильм на Венецианском кинофестивале 2017 года.