9 июля 2023 года исполняется 90 лет со дня рождения выпускника ВГИКа, Народного артиста Российской Федерации Элема Германовича Климова (1933-2003) – выдающегося режиссёра и сценариста, оставившего яркий след в истории отечественного кино.
Родился будущий известный кинорежиссер в Сталинграде (г.Волгоград) 9 июля 1933 года. Имя Элем, по признанию мамы, получил в честь главного персонажа книги Джека Лондона «Время-не-ждет» Элама Харниша.
В 1964 году Элем Климов окончил ВГИК, режиссёрскую мастерскую Народного артиста СССР Ефима Львовича Дзигана, автора картины «Мы из Кронштадта», с красным дипломом. До ВГИКа Климов учился в Московском авиационном институте и успел поработать инженером. Во время учёбы в вузе Климов снял три фильма и сам снялся в молодёжной драме Алексея Салтыкова и Арсения Ястребова «Ребята с нашего двора» (1959). Перед выпуском Климов представил свою дипломную работу – полнометражную комедию про пионерский лагерь «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Приемная комиссия не хотела выпускать картину, противостояние автора и художественного совета началось еще на этапе подбора актеров. Недовольство вызывал исполнитель главной роли – Евгений Евстигнеев. Однако картину неожиданно спас Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Во время просмотра фильма он долго смеялся, и разрешил выпустить ленту в прокат. Успех картины превзошел все ожидания. После этого Климова приняли на должность штатного режиссера киностудии «Мосфильм».
Свою следующую картину начинающий постановщик тоже снял в комедийном жанре. Она получила название «Похождение зубного врача», и была дебютом начинающего актера Андрея Мягкова.
В 1974 году Элем Климов в сотрудничестве с Марленом Хуциевым и Германом Лавровым выпустили документальный проект, получивший название «И все-таки я верю…», они завершили съемки последней документальной ленты Михаила Ромма «Мир сегодня», которую он не успел закончить.
В 1979 году Элем Климов пережил личную трагедию, он потерял близкого человека – любимую жену Ларису – киноактрису, кинорежиссёра, сценариста, Заслуженного деятеля искусств РСФСР, также выпускницу режиссёрского факультета ВГИКа Ларису Ефимовну Шепитько.
Любовь к одной единственной женщине Климов пронес через всю свою жизнь. Лариса Шепитько была одной из самых красивых девушек во ВГИКе. Её сокурсниками были Баадур Цуладзе, Отар Иоселиани, Георгий Шенгелая, Виктор Туров. Лариса училась на режиссерском факультете, в мастерской Александра Довженко (после его смерти мастерскую вёл Михаил Чиаурели) но ее постоянно приглашали сниматься в кино, настолько режиссеров пленяли ее красота и талант. Элем не сразу привлек ее внимание, слишком много рядом находилось претендентов на ее руку и сердце. Но так случилось, что именно Климов оказался рядом, когда она заболела, предложил ей помощь и потратил много времени, чтобы смонтировать материал, снятый Ларисой для дипломного проекта. В результате постоянного общения они сблизились, романтические отношения влюбленных длились на протяжении двух лет, и в 1965 году они поженились. Рядом супруги выглядели очень эффектно, привлекали внимание своей красотой, талантом, творческой независимостью, и дополняли друг друга. Лариса занималась выпуском серьезного авторского кино, постепенно приобретая известность.
Ранним утром 2 июля 1979 года в Калининской области (ныне — Тверская) киносъёмочная «Волга», в которой Лариса Шепитько и члены съёмочной группы ехали на съемки картины «Прощание с Матёрой», врезалась в грузовик. В результате этой автокатастрофы погибли Лариса Шепитько, оператор Владимир Чухнов, художник Юрий Фоменко и их ассистенты. Работу над фильмом «Матёра» завершил позже Элем Климов, назвавший картину «Прощание» (1981). Он также снял документальный фильм «Лариса» (1980), смонтированный из фрагментов её фильмов и интервью с коллегами.
В момент аварии режиссеру приснился страшный сон, он увидел эту катастрофу, и проснулся от ужаса. Элем Климов не сумел попрощаться со своей музой и любимой женщиной. Отношения Элема Климова и Ларисы Шепитько нашли отражение в документальном фильме «Больше, чем любовь», снятом по заказу канала «Культура».
В 1985 году Элем Климов снял картину под названием «Иди и смотри». Строгие критики признавали, что именно этот фильм можно назвать вершиной творческой карьеры режиссера. Фильм стал участником многочисленных российских и международных кинофестивалей.
В 1988 году Элем Климов отказался от должности первого секретаря Союза Кинематографистов СССР, на которую его назначили в 1986 году, и собирался экранизировать «Мастера и Маргариту», привлек брата Германа к написанию сценария, но свой замысел так и не воплотил.
В своих фильмах Элем Климов проявлял себя прекрасным стилистом, умеющим соединять в одно целое разные интонации, способным подчинить формальные поиски общему смыслу, в очень разных жанрах, от таких комедий, как «Добро пожаловать...» и «Похождения зубного врача» (1965) до трагедии «Иди и смотри» (1985). Если к этому приложить виртуозную работу Климова с актёрами разных школ и его по-настоящему глубокое погружение в самый разный материал - современный или исторический, бытовой или претендующий на аллегорию, - то мы вспоминаем сегодня, в связи с юбилеем, одного из самых своеобразных режиссёров нашего и мирового кино.