Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации (указ Президента РФ от 15.04.2013 №360)
вернуться к новостям
100 лет Владимиру Басову
Опубликовано 04 августа 2023 года
Сергей Михайлович Эйзенштейн с коллегами по цеху

Владимир Павлович Басов – из поколения вгиковцев, обожженных Великой отечественной войной, храбро сражавшихся, защищавших свой дом и победивших.

В звании капитана, фронтовиком с медалями и орденом Красной звезды на груди, он переступил в 1947 году порог института кинематографии. Два выдающихся мастера отечественного кино – Сергей Юткевич и Михаил Ромм – помогли вчерашнему воину обрести уверенность в своих силах. По окончании режиссерского факультета Владимир Павлович работал ассистентом режиссера на «Мосфильме», с 1952 года режиссером –постановщиком. Первой экранной работой начинающего режиссера стала экранизация спектакля Театра-студии киноактёра «Нахлебник» (1953, сценическая постановка Б. Ливанова) совместно с Мстиславом Корчагиным. 

В 1954 году молодой мастер снял фильм «Школа мужества». В нем первые роли в кино сыграли Леонид Харитонов и Ролан Быков. В 1957 году - «Случай на шахте восемь», в 1963 году - «Метель» по мотивам повести Пушкина с Валентиной Титовой, Олегом Видовым и Георгием Мартынюком в главных ролях. 

В 1961 году на экраны страны вышла одна из лучших режиссерских работ Владимир Басова – производственная драма «Битва в пути», главные роли в которой сыграли Михаил Ульянов и Наталья Фатеева. 1964 году в прокате фильм «Тишина», снятый Басовым по роману Юрия Бондарева. Картина получила Главный приз I Всесоюзного кинофестиваля. В том же году в фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» Басов исполнил небольшую роль полотёра – она дала старт яркой актёрской карьере и зрительской популярности. Басов по праву приобрел неформальный титул «короля эпизода», сыграв великое множество запоминающихся и любимых зрителями всех возрастов эпизодов в отечественном кино. 

В 1968 году четырёхсерийный фильм «Щит и меч», снятый В.П. Басовым по произведению В. Кожевникова, посмотрело более 200 миллионов зрителей, первая и вторая серии стали лидерами проката. В фильме дебютировал как киноактер Олег Янковский. Незабываемый образ советского разведчика Александра Белова (Иоганна Вайса) создал на экране молодой Станислав Любшин.         

В 1976 году Басов завершает еще одну большую работу - трёхсерийный художественный телевизионный фильм «Дни Турбиных», в основу которого легла пьеса Михаила Булгакова. Сам Басов исполнил роль штабс-капитана Мышлаевского, ставшую одной из наиболее ярких в его актерской карьере. 

Активно работал Владимир Павлович и в коротком метре сатирического киножурнала «Фитиль», на озвучивании кинокартин, мультфильмов, в создании аудиокниг, преподавал на Высших курсах режиссеров и сценаристов. 

Невозможно также забыть зрелые работы мастера - телевизионный шедевр «Опасный поворот» (1972), «Время и семья Конвей» (1984), снятые по произведениям Дж. Б. Пристли. 

Пьеса Агаты Кристи «Мышеловка» была готова к экранизации, но фильм по сценарию В.П. Басова суждено было снять другому - Самсону Самсонову, который посвятил эту работу памяти уникального художника экрана. 

В 1982 году Владимир Павлович Басов был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. В 1983 году Басову присвоили почётное звание «Народный артист СССР».

                                                     

 Центр творческой и методической работы режиссерского факультета