Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации (указ Президента РФ от 15.04.2013 №360)
вернуться к новостям
Александру АЛОВУ - 100
Опубликовано 25 сентября 2023 года
Сергей Михайлович Эйзенштейн с коллегами по цеху

Народный артист СССР, лауреат Государственной премии, кинорежиссер, драматург Александр Алов добровольцем ушел на фронт в 1941 году, оборонял Москву, Сталинград, прошел Курскую битву, форсировал Днепр, входил в Будапешт… Был контужен, ранен, получил осколок вражеского снаряда в голову. Выжил, выдюжил, смог – стал большим художником, мужем, отцом, мастером, рассказал средствами любимого с детства искусства - кино, о том, что видел, что пережил, чем дорожил и что любил, во что верил и чему служил.

Александр Алов закончил в 1951 году легендарную мастерскую И. А. Савченко. Вместе с сокурсниками - Марленом Хуциевым, Феликсом Миронером, Сергеем Параджановым, Юрием Озеровым и другими постигал науку режиссуры не только за институтской партой, но и в условиях горячего кинопроизводства в Крыму фильма «Третий удар» Игоря Савченко, вкалывая, как и другие, кем придется – ассистентом, разнорабочим, грузчиком… Позже, во время практики на съемках фильма «Тарас Шевченко» они сдружились с Владимиром Наумовым, да так крепко, что после скоропостижной кончины мастера, Игоря Савченко, взяли на себя нелегкую и рискованную по тем временам задачу завершения государственного заказа - фильма о великом кобзаре и борце за счастье народное.

В 1951-1957 годах они - режиссеры киностудии имени А. П. Довженко в Киеве, с 1957 года - на киностудии «Мосфильм». «Тревожная молодость», «Ветер», «Мир входящему», «Скверный анекдот», «Легенда о Тиле», «Бег»,«Тегеран-43» - неполный перечень незабываемых киноработ талантливого тандема, весомые плоды тридцатилетнего сотворчества. Невольное благословение Игоря Савченко, вгиковского наставника, спаяло их навсегда – по-человечески и в профессии. В сознании некоторых зрителей имена их почти слились в единое: так и звучало порой – новая кинокартина Алова-Наумова.

Друзья – соавторы были единодушны и в выборе спутниц жизни: ими стали выпускницы ВГИКа – Наталья Белохвостикова – ученица С.А. Герасимова (жена В.Н. Наумова) и Тамара Логинова – воспитанница мастерской Бориса Бабочкина – любимая жена кинорежиссера Алова.

В родной ВГИК Александр Алов и Владимир Наумов вернулись состоявшимися художниками для педагогической работы в 1971 году. В 1971— 1973 годах вели вместе мастерскую на высших курсах сценаристов и режиссеров.

До последних дней жизни Александра Александровича они работали вместе – истинный труженик Алов умер в разгар работы, практически на съемочной площадке.

Почти на всех сохранившихся фотографиях, особенно зафиксировавших «рабочие моменты» киносъемок— активно жестикулирующий, кем-то командующий Наумов и спокойный, улыбающийся, задумчивый Алов. Таким, по свидетельству очевидцев, и был он – его отличала деловая степенность, серьезность и сосредоточенность, человеческая порядочность и благородство.

«Саша всегда безукоризненно вежлив и спокоен. Мне казалось, что он сдерживается, но это было не так, он обладал редким свойством отстаивать свою позицию без ненависти. В его отношениях к людям была твердость и принципиальность, но никогда не было злобы», — вспоминал Владимир Наумов.

В эти дни на режиссерском факультете вы сможете познакомиться с фотовыставкой, посвященной 100-летнему юбилею А.А. Алова и 95-летию его товарища В.Н. Наумова.

Центр творческой и методической работы режиссерского факультета