25 августа – 80 лет со дня рождения кинорежиссёра, народного артиста Российской Федерации, лауреата Государственной премии СССР, профессора Сергея Александровича Соловьева.
Безусым и безбородым мальчишкой явился Сергей Соловьев во ВГИК в 1962 году, заинтересовал и вызвал подозрение в наглом заимствовании (то ли Паустовский, то ли Пришвин) своей вступительной работой строгих экзаменаторов и, вопреки установленным в то время правилам не брать на режиссерский юнцов, был принят в мастерскую Михаила Ильича Ромма. За плечами начинающего кинематографиста к тому времени был уже солидный творческий опыт – ведение детских передач на Ленинградском телевидении, занятия в Театре Юношеского Творчества (ТЮТ) при Ленинградском дворце пионеров, роль в спектакле «Дали неоглядные» (пьеса Н. Вирты) в Большом драматическом театре (БДТ) и разнорабочего на студии. С первоначальной детской мечтой стать моряком-подводником было покончено раз и навсегда после почти случайного знакомства с фильмом Михаила Калатозова «Летят журавли» - его крутили в ленинградском кинотеатре «Титан». Многократный просмотр фильма и увиденная кинохроника, запечатлевшая оператора Урусевского и Татьяну Самойлову, исполнительницу роли Вероники, на съемочной площадке, окончательно убедили Сергея –это его, только это настоящий путь. И он не ошибся.
О студенческой жизни во ВГИКе, о первых шагах много рассказано и написано самим Сергеем Александровичем – он был великолепным рассказчиком, как, пожалуй, никто другой из именитых кинематографистов, охотно публично делился своим миропониманием, взглядами на искусство, рассказывал о времени, о себе, о друзьях, коллегах, любимых людях. Благодаря этим рассказам и воспоминаниям современников, мы знаем о его невероятной творческой активности в студенческие годы – постановке по собственной инициативе со студентами-актерами в павильоне ВГИКа спектакля по пьесе «Луна для пасынков судьбы» Юджина О’Нила. По его сценарию режиссером П. Коганом на ЛСДФ был снят удивительный фильм «Взгляните на лицо».
К сожалению, не все сделанное Соловьевым-студентом, сохранилось: не находится следов его первых кинематографических опытов – учебной работы «Стригу, брею по субботам», получившей положительную оценку в институтской газете «Путь к экрану», экранизации рассказа Ю. Казакова «Вон бежит собака», о которой сам автор отзывался крайне скептически, клеймя себя за подражательство и эпигонство.
Дебютировал Сергей Соловьев в большом кино на киностудии «Мосфильм», сняв две короткометражки по рассказам А.П. Чехова «От нечего делать» и «Предложение» для киноальманаха «Семейное счастье», а потом и первый самостоятельный полнометражный фильм «Егор Булычов и другие» по пьесе М. Горького.
Дальше был трудный и радостный путь открытий, свершений, поисков, заблуждений – и серия ярких киноработ, сегодня всем хорошо известных.
Надо отметить, что Соловьев никогда не прерывал связи со ВГИКом – участвовал в жизни режиссерского факультета как рецензент дипломных работ выпускников, как член ГЭКа, не говоря уже о многочисленных творческих встречах в рамках молодежных смотров и конференций.
В 1984 году Сергей Соловьев становится руководителем мастерской режиссуры, состоящей из казахских студентов, и этот так называемый целевой набор становится уникальным опытом для ВГИКа, давшем незаурядные результаты. Первенцы мастерской на большом экране - фильмы «Игла» - дебют Р. Нугманова и появившиеся вслед «Влюбленная рыбка» А. Карпыкова и «Конечная остановка» С. Апрымова заставили говорить о «казахской новой волне». Из выпускников соловьевской мастерской сформируется поколение кинематографистов, с именами которых связан самый красивый и плодотворный этап в истории казахского кино.
В 90-е годы как всякий неравнодушный, незаурядный человек Сергей Александрович включился в большую общественную работу - он не мог оставаться в стороне от «перестроечных» задач времени. Вместе с другими кинематографистами искал новые модели кинопроизводства и профессионального обучения, отстаивал первенство художника над администратором, создавал хозрасчетные студии и коммерческие предприятия, руководил творческим Союзом, придумал кинофестиваль «Дух огня». В очередной раз доказывая всем и, возможно, себе, что дело художника - творить, «глаголом жечь» и «чувства добрые пробуждать», а никак не выстраивать бизнес-стратегию и участвовать в склоках хозяйствующих субъектов.
Невозможно вгиковцам забыть и навсегда в истории института останутся юбилейные вечера, представления-спектакли, придуманные и срежиссированные Сергей Александровичем со студентами мастерской – 100-летие М.И. Ромма, вечер памяти Г. Шпаликова и другие.
Роман «Война и мир» Льва Толстого по инициативе Соловьева нашел неповторимое шестичасовое воплощение в небольшой учебной аудитории киноинститута, привлек внимание художественной общественности и коллег мастера. Ну а премьеры фильмов С.А. Соловьева «Асса 2» и «Анна Каренина», буквально в первый раз представленные зрителям в историческом актовом зале университета, остаются пока непревзойденным фактом в истории ВГИКа.
Буквально до последних дней своей жизни Сергей Александрович был верен ВГИКу, работал со студентами, строил новые планы, хотя многое уже давалось с трудом. Жизнь приготовила ему тяжелые испытания – ушли один за другим верные соратники по педагогике – В.Д. Рубинчик, З. Д. Хухим, Н.Ф. Орлова, внезапно покинул этот мир любимый сын Митя. В эти трудные дни он открылся перед коллегами и друзьями не только как оптимист, личность динамичная и инициативная, но и как человек исключительного мужества и стойкости.
Большой мастер, исключительной самобытности художник, в своей творческой практике не всегда безупречный, Сергей Александрович Соловьев, остается, в сознании многих соотечественников, к сожалению, автором двух-трех т.н. «культовых» фильмов, каким-то ангажированным глашатаем «перемен» и обожателем «черных роз». Между тем, его творческое наследие богаче и серьезнее, его художественные откровения глубоки и проницательны, в них «дышат почва и судьба» – достаточно назвать редко упоминаемые «Спасатель», «Наследница по прямой», «Чужая белая и рябой», «Егор Булычов и другие», да и последнее, по сути, его кинопослание «Ке-ды», практически проигнорированное критикой и публикой, в котором так органично и подытоживающее, на наш взгляд, сошлись все темы творчества Соловьёва, его постоянные мотивы, один из которых – непреходящая тревога за будущее наших детей.
Центр творческой и методической работы режиссерского факультета.