в формате Студенческого творческого клуба
3 ноября состоялась третье заседание Студенческого научно-творческого общества (СНТО) ВГИК, курируемый Отделом научного развития. Заседание проходило в формате Студенческого Творческого клуба. Тема дискуссии, развернувшейся после просмотра фильма режиссера Михаэля Ханеке «Белая лента», «Образы предчувствия накануне катастрофы». З. Кракауэр в книге «От Калигари до Гитлера. Психологическая история немецкого кино» дал убедительное описание механизма насилия, который сначала проходит апробацию в кинозале, прежде чем превратиться в реальность. Немецкому экспрессионизму Кракауэр не без оснований придает политическую окраску, в силу чего направление в искусстве мутирует в такое мировоззрение, которое оказывается сводимым к политической программе. Так перекидывается мост от инфернального образа, созданного немецким экраном - доктора Калигари, к вполне конкретной исторической личности – диктатору Гитлеру. Режиссер Ханеке, в некотором смысле, идет тем же путем, что и Кракауэр. Ханеке проводит параллель между системой воспитания, построенной на пытках и авторитарным мышлением, единым фундаментом для которых является насилие, стирание личности в человеке, превращение человека в послушную массу. В фильме «Белая лента» в массу пытаются превратить детей. И дети мстят. Они мстят тем, кто слабее их, и они мстят взрослым. Дети самоутверждаются точно так же как и всеми уважаемые граждане, столпы общества, вот только исходящее от детей насилие изощренней и подлее. Загнанные в потемки детских сердец зло и ложь станут питательной средой для человеконенавистнических теорий. Фильм, снятый в 2009 году, воспринимается как реквием по человечности. В дискуссии приняли участие, как организаторы мероприятия, так и участники: студенты сценарно-киноведческого и режиссерского факультетов. |