Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации (указ Президента РФ от 15.04.2013 №360)
вернуться к новостям
2 заседание Студенческого научно-творческого общества
Опубликовано 28 декабря 2010 года
Сергей Михайлович Эйзенштейн с коллегами по цеху

в формате Студенческого творческого клуба


11 мая состоялась второе заседание Студенческого научно-творческого общества (СНТО) ВГИК, курирование которого осуществляется Отделом научного развития. Заседание проходило в формате Студенческого Творческого клуба. Тема дискуссии, которая развернулась после просмотра фильма режиссера Джонатана Кауэтта «Проклятие», «Автобиография как искусство самопознания». В дискуссии приняли участие, как организаторы мероприятия, так и участники: студенты сценарно-киноведческого факультета, факультета продюсерства и экономики, а так же учащиеся других вузов.

Тема «Автобиография как искусство самопознания» оказалась многоаспектной, многомерной и вызвала живой отклик аудитории. Перечислим основные ракурсы, под которыми раскрывалась данная тема:

- автобиография, как литературный жанр;

- документальные и игровые аспекты фильмов-автобиографий;

- особенности культурных кодов отечественного и западного кинематографа в контексте автобиографических жанров;

- конфликт формы и содержания в таких автобиографических жанрах как раннесредневековая исповедь, мемуарно-автобиографическая проза второй половины ХIХ века, роман ХХ века.

- исповедь как форма особого духовного и художественного опыта в пространстве современного кинематографа;

- сублимация как невроз и сублимация как искусство: два подхода – фрейдовская школа и теория К. Юнга;

- проблема визуализации в интимно-дневниковом пространстве кинокартин, позиционирующих себя как «художественная автобиография».

В контексте данной темы весьма любопытной представляется фраза начинающего беллетриста Петтита из рассказа О. Генри «Любовь и беллетристика». «Нельзя писать чернилами и нельзя писать кровью своего сердца, можно писать только кровью чужого сердца. Ты должен быть сначала хамом, если ты хочешь быть художником». Комический новеллист О. Генри прекрасно чувствовал постмодернистский дискурс с его «отстраненностью взгляда». Без этого дискурса невозможно осмыслить опыт современной автобиографии, которая преподносится как художественный опыт. Именно здесь спрятаны корни проблемы любой художественной автобиографии, а именно рукотворности и естественности дневникового послания, его специфического авторства и его специфической анонимности. «Отстраненный взгляд», как один из инструментариев ненормативной эстетики постмодернизма - это, в какой-то степени, и есть попытка «писать чужой кровью» или другой кровью. Другими словами, между автором и читателем, зрителем, слушателем «отстраивается» дистанция даже в том случае, когда адресат считается несуществующим, «выбывшим». Интимная природа дневникового обращения глубоко публична. Автор дневниково-исповедального произведения, а к нему, безусловно, относится фильм Кауэтта «Проклятие», говорит от имени, как выразился бы К.Юнг, «духа человечества, сердца человечества и обращается к ним», даже в том случае, если, как ему кажется, он не ставит перед собой такой цели. И наоборот, художественное произведение, изначально адресованное широкой публике, может не выйти за рамки индивидуальности художника, за границы его, по определению Фрейда, «инфантильно-автоэротически организованной личности». Таким образом, тема «Автобиография как искусство самопознания», как бы выплескивается за свои границы, и становится частью более широкого искусствоведческого и культурологического дискурса.