Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации (указ Президента РФ от 15.04.2013 №360)
вернуться к новостям
Мастер-класс с Марко Мартыньшем
Опубликовано 27 октября 2011 года
Сергей Михайлович Эйзенштейн с коллегами по цеху
Marco Martins.jpg
 24 октября во ВГИК прошёл мастер-класс известного португальского режиссёра Марко Мартыньша. Марко абсолютно самобытный режиссер, неоднократный участник Каннского кинофестиваля, обладатель 8 международных премий. Мастер представил свой первый документальный фильм «Следы дневника» (Fragmentos de um Dirio).
 Картина, снятая в бликующей черно-белой палитре, рассказывает о работе шести выдающихся японских фотографов, которые на наших глазах создают произведения искусства. Это и абстракционизм, и натуралистичные фотоработы, и городские ландшафты, и традиционная жизнь, и, самые странные, имиджи вуайеристов, подглядывающих за парочками в Токийском парке. Среди них есть скандальный и необоримый фотограф Нобойоши Араки, шокировавший весь мир своими коллекциями.
 После просмотра фильма Марко ответил на вопросы студентов.

- Расскажите об особенностях фильма.

- В фильме были специально оставлены все огрехи, ошибки, я старался запечатлеть последние дни жизни плёнки. Фильм начинается с улиц Токио и продолжается путешествием по Японии в той последовательности, в которой и проходила съёмка. Перед поездкой мною уже был запланирован маршрут и график общения с фотографами.

- Вы бы хотели снять ещё документальный фильм?

- Да. Меня привлекла идея, что можно снять фильм в чужой стране за несколько месяцев, используя всего трёх человек. До этого я 3 года снимал художественный фильм. Следующий документальный фильм я буду снимать о разносчиках еды в Бомбее. В Индиин не принято есть вне дома, так что для них тема доставки еды очень актуальна

- Почему именно Япония?

- Сначала была мысль снять фильм о «книге фотографий», о фотографах 50х - 60х годов. Я поехал в Европу и там услышал про японских фотографов. Мне показалось, что в Японии можно снять менее академичный фильм. Меня совершенно не привлекает академизм.

- Влияла ли ваша национальность на то, как с вами общались в Японии?

- Я смог создать такой фильм только потому, что я не местный. Не все вопросы принято задавать в Японии, а так у меня было больше возможностей. Японец моего возраста не может задавать такие вопросы мастерам, которые задавал я. Там совсем другая этика и эстетика, там строят вопрос так, чтобы нельзя было сказать нет. Мне нравилось путешествовать с моими героями по Японии. Очень хорошо, что я не журналист, это позволило мне теснее общаться с фотографами. Дело в том, что все мои герои очень известные мастера. Они уже дали не одно интервью, и задавать те вопросы, на которые они много раз отвечали, было бы невежливо. Перед поездкой мы прочитали множество интервью, чтобы не повторяться. 

- С кем из фотографов вам понравилось работать больше всего?

- Все фотографы прекрасные и уникальные люди, но домой на ужин я пригласил бы Араки, он человек-праздник.


- Что вас вдохновляет на творчество и создание новых фильмов?

- Источник вдохновления каждый день меняется. Идеи возникают спонтанно.

- Мы знаем, что вы снимали игровое кино. Что вам ближе документальный или игровой фильм?

- И то и другое по-своему близко. В документальном кино я участвовал лично, так как это мое путешествие по Японии. Документальное кино - это возможность приспособить реальность под себя, сделать ее более понятной. В игровом кино мне нужно прикладывать больше усилий, чтобы появиться там как личность. В документальном кино намного интенсивнее работа меня как автора.

- Кто из фотографов ближе вам как автор?

- В отношении искусства очень важно, чтобы было расстояние между тобой как автором и тем, что ты снимаешь. Мне близка позиция Дайдо. Он не вмешивается в то, что снимает.