Интервью с доцентом ВГИК Павлом Витальевичем Илышевым
Сергей Михайлович Эйзенштейн с коллегами по цеху
С 10 по 14 октября 2011 года в центральной галерее «Гиндза» в Токио в рамках фестиваля российской культуры в Японии состоялась лекция «Верещагин и Япония» и выставка работ по истории культурных связей двух стран члена правления Московского Союза художников, доцента ВГИК Павла Витальевича Илышева.
Подобные мероприятия были проведены впервые в практике фестиваля и способствовали улучшению имиджа России в Японии, распространению объективных и позитивных представлений о богатой культуре и истории нашей страны, а также раскрытию малоизвестных страниц российско-японских контактов в гуманитарно-художественной сфере.
В связи с этим посол России в Японии выразил благодарность руководству ВГИК.
Мне удалось пообщаться Павлом Витальевичем Илышевым
- Почему именно Япония?
- Япония меня интересует уже давно. Первый раз в стране восходящего солнца я побывал в 1993 году. Япония меня поразила. Меня заинтересовали некоторые моменты российско-японских отношений, в частности экспедиция адмирала Евфимия Путятина из Санкт-Петербурга в Японию в 1852 году.
В Японии у меня и до этого были небольшие выставки. Первая выставка была в 2002 году, потом в 2005 и вот сейчас в центральной галерее «Гиндза». Как раз к этому времени у меня было накоплено большое количество иллюстраций, которые были опубликованы вместе с текстовыми комментариями в журнале «Япония сегодня». В 2008 году был издан альбом «Россия-Япония: исторический путь доверия», подаренный президентом России Д.А.Медведевым премьер-министру Японии в ходе их саммита в июле того же года на острове Хоккайдо. Этот альбом послужил основой для последней выставки. На ней также были представлены работы по Хиросиме – японскому городу, ставшему жертвой атомного взрыва в 1945 году и по поездке художника В.В.Верещагина в Японию в 1903 г.
Эта поездка - одна из увлекательных страниц российско-японских отношений. Она была предпринята накануне русско-японской войны. Верещагин побывал в самых красивых местах Японии, и мне удалось пройти по его маршруту. Я сделал серию работ «Верещагин в Японии», после чего меня попросили прочитать лекцию о творчестве Верещагина и его японских впечатлениях.
- Кто из японских кинорежиссёров вам импонирует больше других?
- Мне очень нравится Акира Куросава, он сам был художником. Когда он выстраивал свои фильмы, то мыслил художественными образами и умел создать особое кинопространство.
- Расскажите про ваше общение со ВГИКом.
- В 1981 году я окончил художественный факультет ВГИК и работал на киностудии «Мосфильм». Шесть лет назад мне предложили преподавать предмет «Кинодекорационные технологии» вместе с профессором Л.М.Платовым, и я с удовольствием согласился. С 2010 года по инициативе Владимира Сергеевича Малышева были обновлены образовательные программы. Я считаю, что это правильно. На нашей кафедре была проведена большая работа по совершенствованию нашей программы. Она была дополнена зарубежным опытом. Планируется и в дальнейшем дорабатывать наш курс, так как он помогает работе художника в кино. Следует отметить, что такой предмет, как «Кинодекорационные технологии», преподаётся только у нас и в Голливуде.
-Как вы считаете, в чём разница между современными студентами ВГИК и студентами Вашего времени?
- Сейчас у студентов ВГИК больше возможностей, доступнее зарубежный опыт, чего у нас не было. В рамках своей программы я предполагаю ввести курс «История кинодекораций в зарубежных странах». Зарубежный опыт игнорировать нельзя, но к нему нужно относиться с трезвым пониманием того, что можно взять, а что лучше оставить. С другой стороны, в период моей учебы мы чувствовали больше ответственности по отношению к занятиям, по отношению к учебному процессу. Художественный факультет ВГИК постоянно держал высокую планку художественного образования, не уступаю другим вузам, таким как Суриковский институт и Строгановка. Когда мы обучались, то всегда чувствовали, что нам доверено быть студентами ВГИК.
-Каковы ваши творческие планы?
- Работаю над проектом экранизации экспедиции адмирала Е. Путятина. Ещё есть идея, которая то возникает, то затухает – это проект фильма про маршала Маннергейма. Он является противоречивой исторической фигурой, родился в России, состоялся как русский офицер, а затем стал финским национальным героем. О нём уже были сняты документальные фильмы, а художественного пока нет.