В НИИ киноискусства ВГИК состоялось заседание дискуссионного клуба
Сергей Михайлович Эйзенштейн с коллегами по цеху
27 марта 2013 года в НИИ киноискусства ВГИК (Дегтярный пер., д. 8, стр. 3) состоялось очередное заседание в текущем учебном году дискуссионного клуба «Парадоксы современной художественной культуры». Тема обсуждения: «Кинокомикс – авангардная форма современного кино?»
Присутствовали: представители профессорско-преподавательского состава кафедры эстетики, истории и теории культуры, сотрудники НИИ киноискусства ВГИК, студенты, аспиранты.
Заседание открыл председатель дискуссионного клуба, доктор философских наук, заведующий кафедрой эстетики, истории и теории культуры, профессор А.В.Новиков. С докладом по заданной тематике выступила кандидат философских наук, заведующая отделом современного экранного искусства НИИ киноискусства ВГИК Н.А.Цыркун. Предложенная на всеобщее рассмотрение концепция генеалогии кинокомикса с позиции современности выявила, что своими корнями он уходят в глубину веков, а его истоки прослеживаются от лубочной культуры и иконописи.
Сегодня жанр комикса популярен как в кинематографе, так и в других видах искусства. В ходе дискуссии было отмечено различие между национальными и космополитическими комиксами (кинокомиксами), анализировались герои (кино)комиксов, включая супермена. Особый акцент был сделан на художественной структуре (кино)комикса и на одной из ключевых проблем слова и изображения в (кино)комиксе. Также прозвучало суждение о том, что кинематограф, прежде всего, питается сюжетами комиксов, образами героев.
Во время обсуждения были затронуты аспекты художественного повторения в визуальных искусствах, высказаны концептуальные уточнения по проблематике (кино)комикса: так (кино)комикс лишь один из видов (жанров), реализующий принцип пофазового повторения, а не всеобъемлющая художественная система. Отмечалось, что комикс подобен раскадровке и потому является очень удобным для экранизации.
Дискуссия получилась творческой и интересной, активное участие в ней принимали аспиранты. Аудиторией были высказаны живые комментарии и заданы острые вопросы, в которых отразились особенности современного понимания и восприятия комикса как феномена мировой художественной культуры, проблематика развития и становления этого вида искусства в кинематографе.