ВГИК на берегу Алма-Атинки - статья издания "Московский комсомолец" в связи с "Днями ВГИКа в Алматы"
Сергей Михайлович Эйзенштейн с коллегами по цеху
Московский комсомолец (MK.RU), 26 марта 2014
ВГИК на берегу Алма-Атинки
В легендарный институт когда-то можно было поступить в столице Казахстана
Где этот дом?
Выше кинотеатра «Арман» по проспекту Достык сейчас находится факультет кино и телевидения университета «Туран», ранее, с 1998 года, Технико-экономическая академия кино и телевидения. В здании академии долгие годы готовил специалистов Алма-Атинский кинотехникум, который как среднее учебное учреждение был основан в 1940 году.
Но уже к концу 1941 года техникуму пришлось потесниться, поскольку здесь разместили эвакуированный из Москвы ВГИК. «ВГИК размещался в здании довоенного кинотехникума, на пустыре. От гор отделяет только речка Алма-Атинка. На первом этаже — зал для просмотров, на втором — аудитории, на третьем — общежитие», — так рассказывает об институте современница эпохи Лидия Драновская, которая училась в нем.
«Институт построили сами (маленького здания кинотехникума явно не хватало)», — вспоминает далее автор. Очевидцы, старожилы Алма-Аты, подтверждают, что так оно и было — эвакуированные студенты достраивали третий этаж.
Сегодня аудитории и кабинеты университета «Туран» расположены в двухэтажном здании бывшего кинотехникума послевоенной постройки 1947 года. А вот рядом во дворе долгое время находилось то самое старое здание, где в годы войны и размещался ВГИК, потом в нем долгие годы работала городская контора по прокату фильмов. Но в начале 80-х годов прошлого века это ветхое трехэтажное здание было снесено.
— Когда я впервые попала в Алма-Ату, меня поразил этот город — светлый, со звенящими арыками, пирамидальными тополями и развесистыми карагачами вперемешку с фруктовыми деревьями, — рассказывала народная артистка СССР Инна Макарова, в то время юная абитуриентка одного из самых престижных вузов страны.
Так угодно было судьбе, что множество молодых людей из разных городов и поселков Советского Союза ехали во время войны в Алма-Ату, чтобы поступить во ВГИК — высшее учебное заведение, связанное с искусством, любимым миллионами.
Война заставила сниматься
…Это произошло в первые месяцы войны, когда немцы вплотную подошли к Москве и был отдан приказ об эвакуации самой крупной киностудии Советского Союза «Мосфильм».
14 октября 1941 года в Алма-Ату отправился эшелон с сотрудниками студии, в котором ехали и покинувшие блокадный Ленинград ленфильмовцы. Дорога заняла две недели. В столицу Казахстана приехали Эйзенштейн, Пудовкин, братья Васильевы, Пырьев, Дзига Вертов, Барнет, Роом, Козинцев, Трауберг, Рошаль, Шуб — выдающиеся кинорежиссеры, а также актеры Жаров, Жаков, Жеймо, Черкасов, Караваева. Вслед за «Мосфильмом» эвакуировался и ВГИК.
В Алма-Ату мастера ехали работать, то есть снимать фильмы. Один из старожилов города вспоминал:
— Из окон корпуса прежнего биологического факультета Казахского государственного университета можно было видеть, как пешком, не спеша, шел на студию Сергей Эйзенштейн.
Сергея Эйзенштейна и других выдающихся деятелей кино поселили в доме на улице Кирова (угол нынешней улицы Зенкова) рядом со студией, расположившейся в бывшем Дворце культуры, на пересечении улиц Комсомольской и 8 Марта, там, где сейчас находится Концертный зал. А биофак располагался в здании на улице Советской, окна его выходили во внутренний двор недавно организованной киностудии.
На жилом доме и Концертном зале ныне установлены мемориальные доски в память о знаменитых режиссерах. Немного осталось алматинцев из тех, кто совсем юными видел, как священнодействовал на площадке Сергей Эйзенштейн, как проходили съемки «Ивана Грозного». Юрий Борисович Померанцев (долгие годы ведущий актер Театра юного зрителя, а ныне — Государственного академического русского театра драмы имени М.Ю. Лермонтова) принимал участие в массовке и с волнением наблюдал за работой исполнителя главной роли Николая Черкасова.
Кинематографисты начали работу на Центральной объединенной киностудии, образованной на базе Алма-Атинской студии, и назвали ее сокращенно — ЦОКС. За годы войны здесь было выпущено более 80 процентов всей советской кинопродукции. Это такие ленты, как «Парень из нашего города», «Жди меня», «Фронт», «Во имя Родины», «Воздушный извозчик», «Боевые киносборники», короткометражные фильмы, снята большая часть двухсерийного фильма Эйзенштейна «Иван Грозный».
Алма-Атинская веха советского кино
Здесь вместе трудились москвичи и ленинградцы. Многие из них преподавали во ВГИКе. В его архиве бережно хранятся ценные документы военного времени. Теперь они изданы в нескольких томах, которые озаглавлены «К истории ВГИКа. Документы. Пресса. Воспоминания. Исследования». Нельзя без волнения держать в руках эти книги, особенно ту, в которой собраны материалы с 1935 по 1945 год. Ведь в ней обнаруживаешь любопытные факты.
Согласно приказу от 25 октября 1941 года институт эвакуировался из Москвы и начал обустраиваться в Алма-Ате 5 ноября 1941 года. Об этом повествует в воспоминаниях и студентка актерского отделения Нелли Морозова. Первая группа работников приступила к подготовительным работам по размещению вуза в помещениях Алма-Атинского кинотехникума с условием завершения строительства здания.
К этому времени в далекий южный город прибыли студенты, обучавшиеся на режиссерском, сценарном и художественном факультетах. С декабря 1941 года режиссуру преподавали профессора Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Григорий Рошаль, а сценарное мастерство — Леонид Трауберг. Заслуженный деятель искусств Эдуард Тиссэ и профессор Анатолий Головня вели операторское мастерство, а вот актеров учили Борис Бабочкин, Борис Бибиков и Ольга Пыжова.
С января 1942 года приступили к работе руководитель мастерской мультипликации Иван Иванов-Вано, оператор Борис Волчек, ленинградский режиссер Григорий Козинцев.
«Студенты жили дружно, учились прилежно. В институте было много просмотров и советских, и заграничных картин», — находим мы воспоминания учащихся. Историю зарубежного кино преподавал Сергей Владимирович Комаров, один из создателей фильмотеки ВГИКа. А учились здесь будущие актеры и режиссеры — Любовь Соколова, Самсон Самсонов, Татьяна Лиознова, Юрий Егоров, Игорь Верещагин, талантливые драматурги Юлий Дунский и Валерий Фрид.
На курсе Эйзенштейна обучался Михаил Швейцер, в будущем постановщик экранизаций Пушкина, Чехова, Ильфа и Петрова. Большинство парней были военнообязанными и проходили всеобщее военное обу-чение, у каждого взвода командир был из своих же сокурсников. Невоеннообязанные также собраны были в группу. Занятия по военной подготовке проходили по выходным дням. Все хорошо помнили, как выпускники операторского факультета (22 человека согласно списку приказа), подлежавшие призыву, ушли на войну фронтовыми кинооператорами — «снимать и защищать дипломы».
В 1943 году в мастерскую Сергея Аполлинариевича Герасимова приехали поступать абитуриентки Клара Лучко, Олеся Иванова, Инна Макарова, студентки знаменитого «молодогвардейского» курса.
«Мы поступали во ВГИК в солнечной Алма-Ате, — вспоминает Клара Лучко, — добирались издалека, узнав, что ВГИК снова объявил о приеме студентов. Здесь стал учеником Герасимова Мажит Бегалин. Это был единственный казах на курсе и очень красивый молодой офицер. Уже в студенческие годы в нем чувствовалась незаурядная личность, сочетались ясная цель, устремленность в будущее, сосредоточенность. Интеллигентность была его неотъемлемой чертой. В неполные двадцать он стал инвалидом, потерял на фронте руку».
Учились здесь и казахстанцы — Ляйла Галиевна Галимжанова, будущий председатель Госкино Казахской ССР, а также Аккагас Мамбетова.
Рядом с домом ВГИКа протекала речка Алма-Атинка, в ней купались. Летом уезжали работать в колхозы, а осенью — в горы, на альпийские луга, там ребята косили, а девушки сгребали сено. Собирали урожай яблок в колхозных садах, заготавливали саксаул в низовьях Или.
19 мая 1943 года деятельность студентов и преподавателей ВГИКа отметили за работу на строительных площадках Алма-Атинских гидроэлектростанций как за «вклад в дело обороны Родины и разгрома немецко-фашистских захватчиков, проклятых врагов на благо республики, труд, приближающий победу над фашистами».
Конец войны, конец эпохи
А 21 августа 1943 года был подписан приказ о подготовке к реэвакуации ВГИКа в Москву, и в нем записано «возвратить обратно имущество, полученное от кинотехникума».
Реэвакуация проходила в несколько этапов. В августе в столицу отправились студенты, художники, актеры, сценаристы, операторы и сотрудники института для подготовки учебных занятий. С особым тщанием упаковывали дипломные работы художественного факультета, среди выпускников которого были мультипликаторы, проходившие обучение у известного мастера Ивана Петровича Иванова-Вано.
А вот для продолжения работы на ЦОКСе в распоряжении Комитета по делам кинематографии при СНК СССР в Алма-Ате оставались С. Эйзенштейн, Г. Рошаль, Б. Волчек, Г. Козинцев, Э. Тиссэ, В. Пудовкин. Потому дипломные работы выпускники режиссерского факультета защищали в Алма-Атинском филиале.
Председателем комиссии был назначен Пудовкин, члены комиссии — доктор искусствоведческих наук С. Эйзенштейн, Д. Вертов, О. Пыжова, Ю. Желябужский и другие. Среди защитивших диплом тогда, 25 сентября, был и известный казахстанский документалист Игорь Николаевич Верещагин.
В течение ноября 1943 года шла реэвакуация имущества: Алма-Атинский филиал ВГИКа закончил свою деятельность. Благодаря пребыванию здесь знаменитого вуза отправилась на учебу в Москву Айша Галимбаева, впоследствии первая в республике женщина — художник кино.
Спустя 65 лет, 26 сентября 2006 года, в рамках МКФ «Евразия» на фасаде ТЭАКТ была открыта мемориальная доска «В здании Алма-Атинского кинотехникума в годы Великой Отечественной войны с 1941 по 1943-й размещался Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК)».
История творческих связей ведущего киновуза России и его алматинского побратима продолжается и сегодня. В 2013 году в здании факультета кино и телевидения университета «Туран» открыт мемориальный кабинет, посвященный творчеству Сергея Эйзенштейна.