Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации (указ Президента РФ от 15.04.2013 №360)
вернуться к новостям
Состоялось очередное заседание дискуссионного клуба «Парадоксы современной художественной культуры»
Опубликовано 10 сентября 2014 года
Сергей Михайлович Эйзенштейн с коллегами по цеху
16 апреля 2014 года в зале заседаний Ученого совета ВГИКа (ул. Вильгельма Пика, д.3) состоялось очередное заседание дискуссионного клуба «Парадоксы современной художественной культуры». Тема обсуждения: «Есть ли звук в звуковом кино?»
На научном мероприятии присутствовали 35 человек: президент гильдии киноведов и кинокритиков РФ А.М. Шемякин, проректор по учебно-воспитательной работе и УМО и исполняющая обязанности заведующей кафедрой звукорежиссуры Е.А. Русинова, известные звукооформители студии «Мосфильм» А.М. Мейчик и ее сын Т.Б. Вольский, представители профессорско-преподавательского состава ВГИКа, научные сотрудники НИИ киноискусства ВГИК, студенты и аспиранты ВГИКа, МГУ, РГГУ и Московской государственной консерватории.
Заседание клуба вел кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела междисциплинарных исследований киноискусства НИИ киноискусства ВГИК Д.Л. Караваев.
С сообщением на заданную тематику выступила кандидат философских наук, заведующая отделом междисциплинарных исследований киноискусства НИИ киноискусства ВГИК, преподаватель дисциплины «Эстетика кинофонографии» для специальности звукорежиссура аудиовизуальных искусств Ю.В. Михеева. Докладчик предложила и развернула следующие тезисы:
1. Семантически сложный звук в современном кинематографе есть как авторская идея, имеющая техническую возможность экранного воплощения, но такой звук не воспринимается сознанием массового зрителя в силу общей ситуации «сниженного» восприятия в условиях пост-культуры, и в этом смысле такой звук отсутствует;
2. Психогогическая (т.е. направляющая и усиливающая эмоции) функция звукового оформления фильма является превалирующей в массовой кинопродукции и максимально воспринимается массовой аудиторией, однако эта же функция говорит о дополнительной роли звука в фильме, то есть о его некинематографичности; в этом смысле звук есть для зрителя, но его нет для кино;
3. Наиболее адекватной формой звукового оформления фильма, отвечающего и специфике киноискусства, и современному состоянию сознания зрителя, в настоящее время является создание разнообразных внесемантических «звуковых сред», на фоне которых киноизображение выявляет свою подлинность.
Своеобразным содокладчиком стал президент гильдии киноведов и кинокритиков РФ А.М. Шемякин. Он рассказал об экспериментах по озвучиванию немого кино. Так, в качестве примера он привел наложение музыкального ряда на фильм «Счастье» Александра Медведкина, продемонстрированный на фестивале архивного кино «Белые столбы». Он обозначил существование тонкой грани между интерпретацией и собственно авторским произведением. Также он поднял важную проблему авторских прав при выборе музыкального сопровождения, приведя примеры из личного опыта.
Для присутствующих, особенно для студентов, рассказали интересные истории создания шумового кабинета на Мосфильме, а также о своем опыте в кино выдающиеся звукооформители киностудии «Мосфильм» А.М. Мейчик и Т.Б. Вольский.
Ведущий дискуссии Д.Л. Караваев добавил беседе более непринужденное направление, предложив участникам назвать первый фильм, звук в котором произвел на них наибольшее впечатление.
Проректор ВГИКа Е.А. Русинова обратила внимание на хронологию развития звукового кино, выделив особо 60-е годы, когда появилась стереофония и началась эстетизация звукового пространства. Она также отметила возросшее значение тишины как элемента драматургии.
Дискуссия получилась увлекательной и интересной.