Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации (указ Президента РФ от 15.04.2013 №360)
вернуться к новостям
Во ВГИКе прошел мастер-класс Никиты Михалкова
Опубликовано 28 мая 2014 года
Сергей Михайлович Эйзенштейн с коллегами по цеху
16 мая в Актовом зале ВГИКа прошел мастер-класс известного кинорежиссера, обладателя премии "Оскар" Никиты Михалкова. Никита Сергеевич сразу же задал тон мероприятию, предложив провести встречу в формате диалога. "Что вас интересует?" – обратился он к собравшимся. Мэтр рассказал студентам о том, как грамотно организовать фильмопроизводство, а также поделился секретами того, как осуществить желаемое на съемочной площадке.

"В кино чрезвычайно важно создание атмосферы во время съемок, - акцентировал внимание собравшихся Никита Михалков. - Атмосфера в кадре – это не просто атмосфера в кадре. Атмосфера в кадре и вне его не может разниться. Атмосфера рождает энергию, а если энергия не рождается, зритель мертв, следовательно, мертв и актер. Актер может надувать жилы, орать, краснеть, у него могут литься слезы из глаз, но если нет энергетического контакта с аудиторией, то успеха никогда не будет".

Отвечая на вопрос одного из студентов, мэтр рассказал о реализации актеров, об их пути, а также о требованиях к театральному и киноактеру. Одной теорией дело не ограничилось. Никита Михалков вызвал на сцену актера и актрису и предложил им следующее упражнение: на сцене стояли туфли, и студенты по туфлям должны были описать образ персонажа, его историю и ситуацию, в которой он находится. Также им было предложено встать в ту же позу, в которой находились туфли. В итоге у студентов родился короткий диалог из двух фраз.

Студент режиссерского факультета кафедры звукорежиссуры задал Никите Михалкову вопрос о роли звука в кино. "Аудио эффект намного сильнее, чем эффект визуальный, - поделился своим опытом мэтр. - Психологическое воздействие на зрителя через звук имеет гигантское значение, но, к сожалению, 80 процентов режиссеров даже не знают, что это так. Им важно, что если на экране паровоз, то должен быть слышен паровоз, если птички, то слышны птички, слова должны быть слышны, но тому, что за этим стоит мир, меня научил мой французский звукооператор – первый иностранец, с которым я работал по звуку в картине "Урга" – Жан Уманский. Меня потрясло его отношение к звуку, и еще больше потрясло, что я стал к этому относиться также. В мире кроме режиссера, актера и оператора только звукооператор может сказать "Стоп", и больше никто. У нас никогда не было такого, чтобы звукооператор останавливал съемку. Чистота, ясность и глубина звука – это очень сильное оружие. Когда мы снимали "Ургу", Жан Уманский уезжал ночью в степь и ставил девять микрофонов на разной высоте в траве. Он меня разбудил, позвал к себе и показал, что такое ночь в степи. Неуважение к звуку – это режиссерская темнота. Работа со звукооператором у меня начинается на стадии написания экспликации".   

Мастер-класс Никиты Михалкова был организован для студентов ВГИКа и Высших курсов сценаристов и режиссеров (kinobraz.ru). Стоит отметить, что мероприятие проходило в год 95-летия ВГИКа. Отмечают свой юбилей и Высшие курсы, которые существуют с 1963 года.

Михалков 1Михалков 2Михалков 3Михалков 4
Михалков 5Михалков 6Михалков 7Михалков 8